Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Улыбка»
Итоговое занятие по развитию речи
в старшей группе
«Осень»
Подготовила воспитатель
старшей группы:
Элесханова С.Х.
г.Моздок
2024 г.
Цель:
Обучение рассказыванию, учить составлять рассказ об осени с опорой на картинки, активизировать словарь по данной теме, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Картинки, птичка, картонные листики, шапочки- деревья.
Ход занятия
Здороваемся с гостями (Дети встают и садятся) Проверить, как дети сидят.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Мы начинаем занятие по развитию речи. Ребята, сегодня утром я вспомнила несколько загадок, но отгадки забыла. Поможете мне?
Дети: - Да!
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья. (Осень)
Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает? (Осенью)
Воспитатель: - Молодцы! Сегодня мы будем говорить об осени, и нам с вами нужно будет научиться составлять рассказ об осени. Ребята, а кто мне скажет, какие периоды бывает у осени?
Дети: ранняя золотая и поздняя
(стук в окошко)
Воспитатель: - Кто это?
(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)
- Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему то грустная, интересно что же случилось?
(письмо )
Воспитатель: - Ребята, давайте откроем письмо .
- Осенний ветер не пускает меня улететь в теплые края. Но он отпустит, если я выполню его задание. Беда в том что ветерок осенью так занят своей работой- сдувает листики с деревьев, что совсем не знает про саму осень. Вот ветерок и просит меня ему рассказать про осень. А я прилетела к вам за помошью. Ребята, помогите мне не замерзнуть и улететь в теплые края.
Воспитатель: Поможем птичке?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Ребята, нам нужно составить рассказ про осень. И чтобы нам было легче, птичка принесла с собой картинки. Сейчас я раздам каждому из вас по картинке, а потом буду читать предложения про осень
Текст:
Осенью становится холодно.
Солнышко еще светит, но уже не так сильно.
Часто идут дожди.
Дует сильный ветер.
Листья на деревьях раскрашиваются в разные цвета и опадают.
Осенью люди собирают осенний урожай
Птицы собираются в стаи и улетают на юг
Звери осенью начинают запасать еду на зиму.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все у нас получилось.
Воспитатель: Устали немного? Ребята, а не хотите ли вы сами побыть ветерками?
Дети: Хотим!
Воспитатель:
Дует легкий ветерок
Ш-ш-ш ш-ш-ш
И качает так листок
Ш-ш-ш ш-ш-ш
Дует сильный ветерок
Ш-ш-ш ш-ш-ш
И качает так листок
Ш-ш-ш ш-ш-ш
Воспитатель: - Ну вот, ребята, почувствовали, как сложно быть ветерком? Так что вы и ты птичка не обижайтесь на него, так как он просто хочет побольше узнать про осень.
Загадка:
Листья желтые летят
Падают , кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад?
Это просто ….. (Листопад)
4. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Посмотрите на наш ковер, и у нас тоже был листопад. Да вот беда. Каждую осень осенний ветер сдувает листья с деревьев и даже не знает их названия. Давайте ему расскажем и покажем, как листочки отличаются с помощью нашей игры «Листок к дереву беги»
Показываю картинки деревьев – клен береза и дуб , спрашиваю у детей какие это деревья. Надеваю картинки на голову двум детям. С появлением музыки начинают собирать и прицеплять листочки. В конце проверяем, все ли правильно?)
Воспитатель: - Птичке очень понравилась наша игра, и теперь она сможет рассказать ветерку чем различают клиновые березовые и дубовые листочки.
Садитесь по местам, и давайте еще раз вспомним, что же мы знаем про осень? Кто сможет по нашим картинкам рассказать про осень. (Дети должны, уже глядя на картинки мнемотаблицы, воспроизвести текст про осень , кто-то из детей может начать, а кто-то продолжить)
Итог занятия:
Воспитатель: - Молодцы! Птичка нас благодарит за то что мы ей рассказали про осень и ветерок не даст ей замерзнуть и отпустит ее в теплые края .
Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы свами не только научились составлять рассказ про осень, но и помогли птичке не замерзнуть! Ребята, занятие подошло к концу, вы все большие молодцы!