Развитие речи у детей от младенчества до школы через знакомство с художественной литературой
статья по развитию речи

Советы по развитию речи детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_konsultatsiya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей от младенчества до школы через знакомство с художественной литературой

     Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, свидетельствует о том, что необходима работа с родителями с активной обратной связью.  Один из простых и доступных способов развития речи детей является чтение и рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала, в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, желательно народных и классических. Родителям необходимо знать, что детей раннего возраста необходимо приобщать к чтению художественной литературы. Не нужно думать, что «они еще ничего не понимают». В раннем возрасте важно формировать умение слушать художественное произведение. Дети раннего возраста имеют особую потребность в общении, поэтому данный период является решающим в активном речевом и умственном развитии при активном участии взрослого. Прекрасным способом речевого взаимодействия с детьми раннего возраста является потешка. Она изображает доступные картины жизни, природы, что понятно малышам. Поэтому дома необходимо иметь книги с хорошими иллюстрациями (например, книгу с иллюстрациями Ю.А. Васнецова). Самый известный вариант игровых потешек - «Ладушки». Начиная легко массировать центр ладошки ребенка, родители, тем самым побуждают его «раскрыть» кулачок. Взяв кисть малыша, прикладывают его ладошку к своей ладони и приговаривают: «Ладушки, ладушки, испекли оладушки!» Постепенно игра усложняется. Ладошка малыша на время отстраняется от ладони родителя, а затем опять прикладывается. Движения должны совпадать с ритмом стиха. Так, ладони родителя и ребенка соединяются на слова «ладушки» и разъединяются: «испекли оладушки» и т.д. По мере освоения малышом данных игровых действий родитель берет в руки уже обе ладошки и играет с ребенком. Детям нравится, когда им не просто читают потешку, а поют ее. Много повторов, рифмовок, «придуманных слов»: «бам-бам-бам», «тук-тук-тук», «та-ра-ра» и т.д. После того, как ребенок научится соотносить текст потешки с игровым действием, можно начинать знакомить его с книгой. При рассматривании иллюстраций, родители выделяют характерные для данного изображения и текста потешки детали, обращают на них внимание ребенка, вовлекают в беседу, а потом в игровое действие. Например, предлагают позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить птичек (постучать по ладошке указательным пальчиком). Рассказав или прочитав потешку, родители показывают иллюстрации к ней, помогают ребенку вспомнить и назвать  персонажей, демонстрируя иллюстрацию. Чтение потешки должно быть многократным, после чтения, чтобы избежать переутомления и потери интереса, необходимо поменять вид деятельности, предложить ребенку полетать как птичка (двигаясь по комнате), поклевать зернышки (наклоны), в соответствии с действиями персонажей потешки.

Родители могут инсценировать потешку. В инсценировках они могут использовать различные виды кукольных театров: готовых или изготовленных своими руками или даже просто с использованием имеющихся игрушек.

Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия для проговаривания и повтора детьми слов (звуков) художественного произведения, для общения малыша со взрослым. Прежде, чем начать показ инсценировки родители показывают ребенку игрушку персонажа – главного героя будущего спектакля. Ребенок рассматривает игрушку, называет ее (повторяет за взрослым). Родители очень кратко рассказывают про игрушку: сорока-белобока, хвост длинный, черный, грудка белая и т.д. После чтения, инсценировки художественных произведений родители организуют игры с игрушками, героями произведений. Таким образом, родители должны максимально использовать период раннего детства для всестороннего развития детей, т.к. он является решающим в активном речевом и  умственном  развитии детей.

Сорока-белобока

Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала.
А ты где был?
Печку не топил,
Дрова не рубил,
Кашку не варил,
Еще и позже всех приходил!

     Полезно также использовать потешки (пестушки, приговорки) в процессе одевания или умывания. Но если поначалу они просто занимают внимание ребенка и помогают отвлечь его, то довольно скоро происходит их освоение - звуки становятся знакомыми, и малыш реагирует на них. Затем появляется обратная связь – ребенок пытается повторять звуки и движения. Когда пробуждению или отходу ко сну, сборам на прогулку, умыванию или кормлению соответствуют определенные песенки, ребенку проще понимать, что именно сейчас будет происходить.

Потягушки!
Мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Где игрушки, погремушки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними.

Водичка, водичка,
Умой мое личико!
Чтобы щечки розовели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб роток смеялся,
Чтоб зубок кусался!

Мы оденем рёвушку:
Шапку на головушку,
Сапожки на ножки.
Ты постой немножко:
Невелички-рукавички
Прилетели, будто птички.
На левую ручку — скок,
На правую ручку — скок!
Мы гулять пойдем,
С собой игрушки возьмем.

В тексты потешек можно подставлять имя ребенка - так они будут привлекать еще больше его внимания, нравиться ему еще сильнее. Не обязательно постоянно заучивать новые песни. Наоборот, можно почаще повторять одни и те же стихотворения, чтобы малыш постепенно запоминал их.

После потешек ребёнку можно читать короткие весёлые стихотворения. Например, произведения А. Барто (сборник «Игрушки»), Е. Благининой (циклы «Считалки», «Тараторки», «Алёнушка»), С. Михалкова («Котята», «Трезор»), С. Маршака («Шалтай-Болтай», «Кораблик», «Семейка»). 

Также с 1,5 лет можно добавить короткие сказки и рассказы с интересными чёткими картинками. Например, русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Девочка и Лиса», «Маша и медведь», «Пых». 

При выборе книг для ребёнка важно следовать от простого к сложному: начать с потешек и коротких стишков, постепенно добавляя короткие сказки и сказки с повторами.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, выключите компьютер и телевизор.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Меняйте громкость и темп речи – в общем, задействуйте актёрское мастерство.
  • Показывайте ребёнку картинки, выбирайте книги с правдоподобными иллюстрациями – так малыш сможет составить верное представление о реальности.
  • Читая стихи и потешки, демонстрируйте те действия, о которых идёт речь. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Запаситесь терпением. Если малышу нравится только какая-то определенная книга, читайте ее. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и выражения, и определенная интонация взрослого. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлёкся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Носите книгу с собой. Она пригодится, если вам нужно будет развлечь малыша в транспорте или в очереди.
  • Вместе рисуйте собственные иллюстрации к книгам. Это позволит ребенку развить мелкую моторику и усилит интерес к чтению.

     Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемнённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак добавляет сказочного настроя.

     Детям 4-5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, необходимо давать ему отдых. Ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку.

     Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не деталь для домика, не стол для кукольного чаепития. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

     С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

     Еще один способ развить мастерство рассказчика — побуждать дошкольников к самостоятельному составлению историй. Темы могу быть любые: от новой версии любимой сказки до рассказа о себе. Рассказ о себе нетрудно придумать. Задайте ребенку начало примерно такой фразой: «Со мной сегодня случилась смешная история…», а потом дайте ребенку возможность развивать историю самостоятельно и наблюдайте, какие у него возникнут мысли.

     Объем словарного запаса - это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса - это чтение, беседа, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование образной речи дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Работа над образом слова начинается с раннего возраста и продолжается в течение всего дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста нравственных качеств через знакомство с художественной литературой"

Консультация для воспитателей "Воспитание у детей дошкольного возраста нравственных качеств через знакомство с художественной литературой". В материале дана подборка художественных произведе...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные...