Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет "
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovesno_-logicheskoy_pamyati.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет
Цель: формирование педагогической компетенции родителей.
Задачи:
- расширять кругозор родителей;
- развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми;
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Кратковременная память - это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы. Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные. Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая. Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях: Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради; Вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку; Словесно - логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения. Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить: - лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал; - хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре; - цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление. К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией. Полезно знать: - разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»; - для лучшего запоминания - лучше учить на ночь; - для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?» Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.
Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти «Парочки»
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка - ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) «Со словами я играю, их запоминаю» 1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори! 2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель. 3. Повтори все слова еще раз.
«Перепутались»
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»
«Запомни – повтори»
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.д . Важно, что бы ребенок соблюдал предложенную последовательность. «Сравнилки» Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 - 7 лет должен выделять главные признаки предметов.
«Я начну, вы продолжайте»
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы. «4 лишний» В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух птица.
Консультация для родителей «Вежливость-это важно».
Цель: сформировать у родителей правильное представление о культуре поведения детей.
Задачи:
- демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;
- формировать у детей навыки вежливого общения;
- выработать свои правила вежливости.
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка для родителей.
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
- Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
- Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например ,«дай мне», без слов «пожалуйста».
- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
- Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
- Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей.
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
- Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
- Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
- Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
- Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
- Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
- Сами никогда не перебивайте ребёнка!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей и родителей. Данный материал предлагает практические игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников...
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.
К концу дошкольного периода у ребенка начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения ориентировать словами, понимать логику рассуждений, и в это время им...
"Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста."
Методическая разработка для педагогов....
Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....
Консультация для педагогов«Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Словесно-логические игры в развитиидетей старшего дошкольного возраста» К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает...
Консультация для воспитателей Словесные логические задачи.
Консультация для воспитателей Словесные логические задачи....
консультация для воспитателей "Словесно-логическое мышление"
Важность развития логического мышления у ребенка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше малыш научиться видеть закономерности, составлять последовательности логические цепочки, группиров...