Конспект по развитию речи "Дикие животные" средняя группа
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи  «Дикие животные» для детей 4-5-лет.

Структура конспекта занятия:

Цель занятия:

Расширение знаний детей о диких животных.

Задачи (не более пяти):

  • закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;
  • учить детей внимательно слушать литературное произведение;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы;
  • заучивание стихов Е. Александровой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

«Дикие животные» для детей 4-5-лет.

Выполнила: Елманова Е.Д.

Санкт-Петербург

2024 год

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» для детей 4-5-лет.

Структура конспекта занятия:

Цель занятия:

Расширение знаний детей о диких животных.

Задачи (не более пяти):

  • закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;
  • учить детей внимательно слушать литературное произведение;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы;
  • заучивание стихов Е. Александровой.

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: фронтальная (групповая)

Продолжительность: 20 минут

Участники – дети младшей группы

Возраст обучающихся – 4-5 лет

Оборудование и материалы:

  • коробка с игрушками: медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж;
  • картина с изображением леса, за которым спрятаны животные;
  • иллюстрации с изображением диких животных;
  • настольная игра: «Чей домик»; дидактическая игра:
  • «Угадай животное»;

тарелочка с фруктами, овощами, ягодами;

  • пазлы с дикими животными (планшет);
  • цветные карандаши, шаблоны для обводки на каждого ребенка.

Предварительная подготовка:

  • закрепление темы «Домашние животные»;
  • беседы о диких животных;
  • рассматривание игрушек: дикие животные;
  • аудиозапись «звуки леса» (планшет);
  • разрезные картинки, иллюстрации;
  • чтение рассказов, сказок по теме, заучивание стихов.

Методы и приемы работы с детьми: интегрированные – наглядные, словесные.


Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время (мин.)

  1. Организационный

Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса и желания заниматься – сюрпризный момент.

2

  1. Основной

Артикуляционная гимнастика

Отгадывание загадок

Ответы на вопросы

Физкультминутка «Зайцы бегали в лесу».

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Волк и собака».

Ответы на вопросы.

Чтение стихотворения Е. Александровой «Лисята», «Зайцы».

Ответы на вопросы

Пальчиковая гимнастика

Рисование «Дикие животные»

16

  1. Заключительный

Подведение итогов

2

Ход занятия

Перед детьми стоит картина с изображением леса, за которой спрятаны в коробке игрушки: заяц, медведь, лиса, волк, белка, ёж.

Воспитатель: сегодня, мы с вами отправимся в лес. А чтобы узнать, кто спрятался в волшебной коробке, нам нужно отгадать загадки.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: Но для начала мы разомнем наш язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику: «Мишка любит мёд».

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

Широко открывают рот, острым кончиком языка проводят по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняют 6-8 раз. Убирают язычок, закрываем рот. Даём детям время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем 3-4 раза.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы готовы отгадывать загадки. Проводится дидактическая игра «Угадай животное». Достаёт игрушки животных, но не целиком. Сначала показывает одну часть, например хвостик или ушки и загадывается загадка, а дети должны угадать кто это.

Загадки:

Он в лесу хозяин грозный,

Он лохматый и серьёзный.

Любит ягоды, медок.

На зиму он спать залёг.

Дети: (Медведь)

Он живёт во всех мультфильмах,

Серый и клыкастый сильно!

А зимой холодной

Бродит злой, голодный!

Дети: (Волк)

Хитрая плутовка,рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её….

Дети: (Лиса)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Дети: (Белка)

Маленький беленький

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

Дети: (Заяц)

Недотрога, весь в иголках

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

Дети:(Ёж)

С каждым ответом из коробки достается угаданное животное. Предлагается детям озвучить героя и в подтверждение озвучивание (планшет).

Воспитатель: Какие вы молодцы всех животных угадали! И, наверное,вы знаете, где живут эти звери?

Дети: В лесу.

Проводиться дидактическая игра «Чей домик?»

Воспитатель просит детей правильно соединить части пазла, поселить дикое животное в свой «домик».

Дети находят дом для каждого животного и комментируют своё действие. Например, «это белка, она живёт в дупле», «это лиса, она живёт в норе».

Воспитатель: А кто мне подскажет, как назвать всех этих животных одним словом?

Дети отвечают, что дикие животные.

Воспитатель: Верно, ребята, молодцы, но почему они так называются?

Дети: Потому, что они живут в лесу.

Воспитатель дополняет: А также не служат человеку! Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка:

Зайцы бегали в лесу (Бег на месте)

Повстречали там лису (Виляние хвостиком)

Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки на месте)

Убежали под кусток (Присесть)

Воспитатель предлагает послушать детям сказку: «Волк и собака» Л.Н. Толстого.

Воспитатель: Про каких животных эта сказка?

Дети: О волке и собаке.

Воспитатель: Какую пользу приносит собака?

Дети:Она охраняет дом человека. Это домашнее животное.

Воспитатель: Почему волк отказался служить человеку?

Дети: Чтобы остаться на воле, не сидеть на цепи. Волк дикое животное.

Воспитатель: Молодцы, правильно. С домашними животными мы уже с вами познакомились, а теперь мы будем знать еще и диких животных. А теперь я предлагаю вам немножко поиграть.

Далее проводится игра «Кто, что ест?».

Воспитатель: ребята, посмотрите! Чем можно угостить наших животных (на тарелке лежат макеты овощей, фруктов, ягод).

Дети перечисляют, что лежит на тарелочке.

Воспитатель: Что любит кушать зайчик? Чем можно его угостить?

Дети: морковкой, капустой.

Воспитатель: А что кушает мишка в лесу?

Дети: ягоды, мёд.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились! А теперь я хочу вас познакомить с замечательным автором стихов Е. Александровой и её стихотворениями «Лисята», «Зайцы».

Чтение стихотворений Е. Александровой

«Лисята», «Зайцы». Дети слушают.

Воспитатель: Понравились ли вам стихотворения? О чём они?

Обсуждение услышанных стихотворений.

Воспитатель: Устали? Поиграем еще? Давайте поиграем с нашими пальчиками, разомнём их.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый,

смешной медвежонок.

Сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с мизинца.

Вращают большим пальцем.

Воспитатель: Замечательно. Теперь я предлагаю, нарисовать по трафарету дикое животное (на выбор).

Дети рисуют диких животных.

По завершению работы, дети рассматривают и обсуждают работы.


Литература.

  1. Александрова Е. /Стихотворения для детей - сборник/ изд. Малыш, 2022г.
  2. Володин В.В. /Отгадай-ка - стихотворные загадки для детей 4-7 лет./ изд. Гном, 2022г.
  3. Дремова В.В. /500 загадок для детей/ изд. Сфера, 2020г.
  4. Канесева И.Г., Коротаева М.И/артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика./ Изд. Владос. 2018г.

5. Пожиленко Е.А./артикуляционная гимнастика/ изд. Каро, 2009г.

6. Толстой Л.Н. «Волк и собака» изд. Малыш, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи средняя группа

1. Продолжать формировать умение  детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенство...

Конспект по развитию речи в группе раннего возраста

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят» Программное содержание:·         учить детей узнавать и н...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять в сл...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять...

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».

Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

Конспект по развитию речи. Младшая группа. "дикие животные"

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по развитию речи "Дикие животные". Игровая деятельность-сказка в группово...

Конспект по развитию речи в группе кратковременного пребывания «Как Маша нашла щенка.»

  Конспект по развитию речи  в группе кратковременного пребывания «Как Маша нашла щенка.»...