Картотека игр с детьми с нарушение речи
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Игры для выявлений нарушений речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей с нарушением речи
Название игры | Цель игры | Материалы и оборудования для проведения игры | Содержание игры |
1.«Замок» | Развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. | Инвентарь для проведения не требуется. | На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали, И - открыли! Движение: Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «Замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе. Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны. |
2.«Зоопарк» | Исследование состояния артикуляционного аппарата ребенка. | Инвентарь для проведения не требуется. | Дети повторяют за педагогом «Превращения» в различных животные: слон (Губы трубочкой), лягушка (Растянуть губы в улыбке), гиппопотам (Широко открыть рот), змея (Высовывать и убирать язычок), котенок (Лакает язычок). |
3.«Волшебный мешочек» | Выявление у детей уровня овладения звукоподражанием. | Мешочек. | Ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «Говорит». |
4.«Наоборот» | Формирование у детей умения в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый. | Ряды слогов для преобразования. | Педагог показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (Или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а педагог подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно. |
5.«Угадай на ощупь» | Формирование у детей умения узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам. | Коробка. Игрушки. | Педагог перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость - и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками. |
6.«Что растет в саду, огороде?» | Скорректирование у детей речевых и двигательных нарушений, позволяющих развивать сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей. | Овощи и фрукты. | Подбор имен прилагательных к имени существительному. Помидор (Какой?)- большой, круглый, красный, сочный и т.д. Яблоко (Какое?)- зеленое, круглое, твердое, большое и т.д. Обучение правильному употреблению слов «Мой», «Моя», «Моё», «Мои», согласованию слов по родам. Моя - морковка, мой - помидор, Мой - лук, Мое - яблоко. |
7.«Образуй слова» | Формирование у детей словарного запаса, учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. | Инвентарь для проведения не требуется. | Поле из васильков - Васильковое поле. Запах луга - Луговой запах. Масло из розы. - Розовое масло. Семена мака - Маковые семена. Аромат цветов - Цветочный аромат. Букет из ландышей - Ландышевый букет. |
8.«Театральное лото» | Закрепление у детей полученных знаний о видах театра, кукольном театре, о видах театральных кукол; упражнять в составлении связного рассказа; активизировать словарь детей. | Карточки с изображением театров. | Попросите любого ребенка взять понравившуюся карточку. Ребенок должен рассказать о том, что изображено на карточке. Если он затрудняется в ответе, поговорите об этом театре и его особенностях со всеми детьми или попросите желающего ребенка рассказать все, что он знает. |
9.«Большая цепочка» | Уточнение знаний детей об объектах живой и неживой природы, активизировать словарь детей. | Предметная картинка живой и неживой природы. | У педагога в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала педагог, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «Белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку. |
10.«Дай определение словам» | Развитие и активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления у детей. | Инвентарь для проведения не требуется. | Педагог начинает, а ребенок должен закончить: Мама (Какая?) – добрая, ласковая, строгая. Праздник (Какой?) – веселый, долгожданный. |
11.«Игра в слова» | Формирование у детей умения синтезировать и группировать слова по признаку, развитие внимания. | Инвентарь для проведения не требуется. | Педагог говорит: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите животных. Перечислите предметы мебели. Педагог называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, снегурочка. Назовите слова, которые запомнили. Есть ли у этих слов что-то общее (Начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы. |
12.«Ласковые слова» | Развитие и активизация у детей ласкательных существительных | Инвентарь для проведения не требуется. | Все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки - саночки. Гора - горочка. Зима - зимушка. Шуба - шубка. Шапка - шапочка. Снег - снежок. |
13.«Волшебный мешочек» | Развитие детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном уровне. | Волшебный мешочек. Игрушки небольшого размера названия которых включают соответствующие звуки. | Педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «Волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание. Примечание: Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством описания (В «Волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания. |
14.«Исправь ошибки Незнайки» | Совершенствование у детей умения употреблять предлоги в предложениях. | Перечень предложений (Цветы стоят на/в/ вазе, дети играют над/под/ деревом). | Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным. |
15.«Накорми Великана» | Формирование у детей умения в образовании существительных мн. числа. | Игрушки. | Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных преподавателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (Конфета - конфеты, котлета - котлеты, сосиска - сосиски, огурец -огурцы, апельсин - апельсины и т.п.). |
16.«Найди точное слово» | Обучение детей умению точно называть предмет, его качества и действия. | Инвентарь для проведения не требуется. | 1.Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме). 2.Дополни другими словами то, что я начну: Снег белый, холодный.(Еще какой?). Сахар сладкий, а лимон (Кислый). Весной погода теплая, а зимой (Холодная). 3.Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. 4.Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона (Летает), рыба (Плавает), кузнечик (прыгает), уж (Ползает) 5.Кто из животных как голос подает? Петух (Кукарекает), тигр (Рычит), мышь (Пищит), корова (Мычит) . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
работа по технике речи с детьми, имеющими нарушения речи
Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участ...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Картотека игр с использованием ЛЕГО конструктора с детьми с нарушением речи.
Картотека игр с использованием ЛЕГО конструктора в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи...
Картотека театрализованных игр «Задоринки» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи.
Подборка интересных театрализованных игр на 2021 - 2022 учебный год....