Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе комбинированной направленности по развитию речи. Тема: «Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Содержание | ||
Организационная информация | ||
1.Доминирующая образовательная область |
Речевое развитие
| |
Методическая информация | ||
1.Тема образовательной деятельности |
Составление описаний персонажей сказки «Теремок» с использованием мнемотехнической таблицы» | |
2. Методы и приемы реализации содержания занятия | - отгадывания загадок; - беседа с детьми, разъяснение;
| |
3. Интеграция образовательных областей |
- двигательная - игровая - коммуникативная - продуктивная | |
4. Возрастная группа | 4-5 лет | |
5. Цель: | Развитие познавательного интереса воспитанников, их фундаментально личностных качеств (инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению) через разные виды детской деятельности. | |
6 Связная речь: - учить составлять описание диких животных (мышка, заяц), называть отличительные признаки, используя мнемотехническую таблицу; - совершенствовать диалогическую речь; - закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки. Формирование словаря: - обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки; - активизировать употребление в речи названий предметов; - употреблять слова антонимы; - развитие навыков словообразования и словоизменения; - употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Грамматический строй речи: - формировать умение согласовывать слова в предложении; - закреплять усвоение обобщающих понятий: «дикие животные», «мебель», «посуда», «одежда», «овощи», «опасные предметы». Звуковая культура речи: - совершенствовать интонационную выразительность речи; - учить четко и правильно произносить звуки р – р,, - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, - продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. | ||
7.Предварительная работа: загадывание загадок; чтение сказки, беседа о животных | ||
8.Методы и приемы: Наглядный (рассматривание предметов, слайдов; показ) Словесный (мотивация, беседа, вопросы, загадки, рассказывание, словесные игры)
| ||
9.Словарная работа: Гладкая, квакающая, большеротая | ||
10. Планируемые результаты: -развитие логического мышления, внимания смекалки, зрительной памяти, коммуникативных качеств, -формирование умения действовать самостоятельно, согласовывать свои действия со сверстниками, - проявление эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, проявлять желание оказывать помощь; -расширение словарного запаса.
| ||
11. Организация среды для проведения занятия | Герои сказок; мнемотаблица; декорация теремка; мультимедиа; геометрические фигуры. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45»
456901 Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Калинина 10
Телефон:8(35161)9-68-65
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе комбинированной направленности
по развитию речи.
Тема: «Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное.
Разработала: Терюшкова Ольга Ивановна
г.Бакал 2024
Содержание | ||||||
Организационная информация | ||||||
1.Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||||
Методическая информация | ||||||
1.Тема образовательной деятельности | Составление описаний персонажей сказки «Теремок» с использованием мнемотехнической таблицы» | |||||
2. Методы и приемы реализации содержания занятия | - отгадывания загадок; - беседа с детьми, разъяснение;
| |||||
3. Интеграция образовательных областей | - двигательная - игровая - коммуникативная - продуктивная | |||||
4. Возрастная группа | 4-5 лет | |||||
5. Цель: | Развитие познавательного интереса воспитанников, их фундаментально личностных качеств (инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению) через разные виды детской деятельности. | |||||
6 Связная речь: - учить составлять описание диких животных (мышка, заяц), называть отличительные признаки, используя мнемотехническую таблицу; - совершенствовать диалогическую речь; - закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки. Формирование словаря: - обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки; - активизировать употребление в речи названий предметов; - употреблять слова антонимы; - развитие навыков словообразования и словоизменения; - употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Грамматический строй речи: - формировать умение согласовывать слова в предложении; - закреплять усвоение обобщающих понятий: «дикие животные», «мебель», «посуда», «одежда», «овощи», «опасные предметы». Звуковая культура речи: - совершенствовать интонационную выразительность речи; - учить четко и правильно произносить звуки р – р,, - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, - продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. | ||||||
7.Предварительная работа: загадывание загадок; чтение сказки, беседа о животных | ||||||
8.Методы и приемы: Наглядный (рассматривание предметов, слайдов; показ) Словесный (мотивация, беседа, вопросы, загадки, рассказывание, словесные игры) | ||||||
9.Словарная работа: Гладкая, квакающая, большеротая | ||||||
10. Планируемые результаты: -развитие логического мышления, внимания смекалки, зрительной памяти, коммуникативных качеств, -формирование умения действовать самостоятельно, согласовывать свои действия со сверстниками, - проявление эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, проявлять желание оказывать помощь; -расширение словарного запаса. | ||||||
11. Организация среды для проведения занятия | Герои сказок; мнемотаблица; декорация теремка; мультимедиа; геометрические фигуры. | |||||
Ход занятия: | ||||||
1.Вводная часть | ||||||
1.1Введение в тему. Создание проблемной ситуации | Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. | Дети стоят в кругу. | ||||
1.2 Мотивация деятельности детей | Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Какая красивая коробочка! Интересно, что же в ней лежит? (Достать загадки). Давайте попробуем отгадать загадки!
| Дети отгадывают загадки. | ||||
2.Основная часть | ||||||
2.1Актуализация ранее приобретенных и получение новых знаний | Загадки. 1. Живёт в норке, Грызёт корки, Маленькие ножки, Боится кошки……. Ша-Ша-Ша - в камыше нашли мыша (громко). 2. Ноги - ласты зелены. Пруд - её «избушка». Пища - злые комары. Это же.! Ушка- Ушка - Ушка – зелёная лягушка (тихо). 3. Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги… Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? Ры-Ры-Ры - у зайца нет норы (грустно). 4. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её Са-Са-Са - хитрая лиса (весело). 5. Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это - Олк-Олк-Олк–серый волк (медленно). 6. Его знаете, ребята? Он в берлоге спит зимой Под высокою сосной. Он не слон и не мартышка, Это косолапый - Ишка-Ишка-маленький мишка (быстро). Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Как вы думаете, что это за сказка? (Беседа про теремок). Воспитатель: Ребята, что такое «Теремок»? А какой «Теремок» в сказке? Ребята, что значит не низок, не высок? Из чего он построен? Значит теремок какой? Воспитатель: Давайте мы тоже построим теремок. Пальчиковая гимнастика «Дом» Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.) Молоточками стучат, строят домик для зайчат Вот с такою крышей (Ладошки над головой.) Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.) Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.) Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.) И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.) Слайд 1 (на экране появляется теремок) Воспитатель: Ребята, как вы думаете все эти животные дикие или домашние? А почему их называют дикими? Воспитатель: Давайте вспомним, где живёт мышка? Зайчик, где живёт? Где живёт Лиса? Как называется дом волка? А дом медведя? Воспитатель: Вот какие молодцы, всё правильно рассказали. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища: Мышка… норушка, Лягушка… квакушка, Зайчик… побегайчик, Лисичка… сестричка, Волчок… серый бочок, Медведь… косолапый. Воспитатель: вспомните, что делали герои сказки? Воспитатель: вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка? Воспитатель: а кто первый увидел теремок? Кто расскажет про мышку? (Описательный рассказ по мнемотаблице). А как прибежит к домику мышка? (предложить двум детям показать). Как она будут проситься в теремок тонким голосом? Воспитатель: Никто из теремочка не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Слайд 2 (на экране появляется мышка). Воспитатель: Давайте поиграем с мышкой. Игра: «Слова ты называй, называя - удлиняй» Терем – теремок - теремище. Мышь – мышка – мышище. Лягушка – лягушечка – лягушище. Заяц – зайчик – зайчище. Лиса – лисичка – лисище. Волк – волчишка – волчище. Медведь – медвежонок – медвежище. Воспитатель: Давайте поселим мышку в теремок. Но у меня нет игрушек, а есть такие фигуры. Как называются? Как вы думаете, прямоугольник какого цвета подойдет для мышки? Возьмите маленький серый прямоугольник, положите его возле теремка. Воспитатель: Прискакала к теремку лягушка-квакушка. Ребята, а какая лягушка? Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок? Миша, покажи, как будет прыгать лягушка. Как она будет проситься в домик? Воспитатель: Мышка ей отвечает: - Пущу, если ты мое задание выполнишь. Игра «Наоборот» с мячом. Сахар сладкий, а перец… Воспитатель: Молодцы! Справилась! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем. Слайд 3 (на экране появляется лягушка). Воспитатель: Найдите маленький зеленый прямоугольник, положите его возле теремка. Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите зайчика. (Описательный рассказ по мнемотаблице). А как прибежит к домику зайка? (Предложить детям показать). Как он будут проситься в теремок? Воспитатель: а мышка и говорит: - Пустим, если ты наше задание выполнишь. Давайте поможем зайчику! Игра «Скажи одним словом» Шкаф, стол, кровать, диван (мебель) Сахарница, конфетница, блюдце, чашка (чайная посуда) Рубашка, сарафан, фартук, шорты (одежда) Овощи: …редис, помидор, картошка. Опасные предметы: … спички, нож, иголка, ножницы. Воспитатель: Ребята вы молодцы! Помогли зайчику, впустили его в Теремок. Стали они втроем жить. Слайд 4 (на экране появляется зайчик). Воспитатель: Найдите маленький белый прямоугольник, положите его возле Теремка. Кто из зверей был следующий? Опишите лисичку.
Воспитатель: а как прибежит к домику лиса? (Предложить детям показать) Как она будут проситься в теремок? Воспитатель: Хотели звери дверь открыть, а замок заело. Давайте откроем его. Пальчиковая игра «Замок» Стоит в поле теремок, (поднять руки над головой домиком) Он не низок, не высок, (опустить руки вниз поднять наверх) На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок») Кто его открыть бы смог? (пожать плечами) Постучали, постучали, (постукивать ладонью о ладонь) Покрутили, покрутили, (вращение ладонями) Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли) Воспитатель: Молодцы! Открыли дверь, а теперь найдите оранжевый прямоугольник, и впустите лису в Теремок. Забралась лисичка в Теремок и стали они вчетвером жить, песни весёлые петь. Слайд 5 (на экране появляется лисичка). Воспитатель: Давайте и мы поиграем и повеселимся! Физминутка: Игра «Карусель» Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра! Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите волка. Воспитатель: а как прибежит к домику волк? (Предложить детям показать) Как он будут проситься в теремок? Воспитатель: а звери отвечают: Пустим, если ты наше задание выполнишь. Выдели первый звук в наших именах и придумай с ними новые слова. Воспитатель: Трудное задание выпало волку. Поможем ему? М-м-мышка…мама, морковь, медведь и т.д. Л-л-лягушка…люди, люстра, лестница и т.д. З-з-зайчик…зубы, забор. Зонтик и т.д. Л-л-лисичка…лист, лес, лебедь и т.д. Воспитатель: Молодцы! Справилась! А какой фигурой мы можем обозначить волка? Волчок влез в теремок. Стали они впятером жить. Слайд 6 (на экране появляется волчок). Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку? (Предложить показать) Как он будет говорить грубым голосом? Воспитатель: Испугались звери и спрятались. Видит мишка, что звери его боятся, загрустил. Одиноко ему одному. Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом угостить. Воспитатель: Жалко Мишеньку? (Жалко. Давайте впустим). Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.
Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он? Воспитатель: Медведь влез в теремок. Стали они все вместе жить. А какой фигурой мы можем обозначить медведя?
Слайд 7 (на экране появляется медведь). Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как звери жили в теремочке? Воспитатель: Пойдёмте поиграем в игру Теремок В чистом поле теремок Был ни низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили. (поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались (бег на месте) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. (поднять руки вверх) Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем превратить эти прямоугольники в настоящие игрушки. (Положить фигуры в коробочку, в которой лежат игрушки из театра «Теремок», произнести волшебные слова). Слайд 8 (на экране появляются все герои сказки). | Мышка Зайка Лиса Волк Мишка «Теремок!». «Дом» «Не низкий, не высокий». «Средний». «Из дерева, бревен». «Деревянный». Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Ответы детей «В норке». «В лесу под кустом». «В норе». «Логово». «Берлога». Дети перечисляют прозвища. «Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь». «Кто, кто в теремочке живет?» «Мышка». Дети изображают мышку. Дети играют. «Геометрические фигуры». Дети выполняют определенные действия. Дети отвечают: гладкая, зеленая, мокрая, маленькая, квакающая, большеротая. Ребенок показывает. Проводиться игра. Дети выполняют определённое действие. Дети показывают. Проводиться игра. Дети выполняют определённое действие. Дети отвечают: лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая). Дети показывают. Проводиться игра. Дети выполняют определённое действие. Дети отвечают: серый, злой, пушистый, большой, голодный, хищный, зубастый). Дети показывают. Дети произносят хором(пустим!). «Да!» «Большим серым прямоугольником». Дети выполняют определённое действие. Дети вместе с воспитателем: - «заходи к нам, Мишенька, в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!» Дети перечисляют: пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый. Дети отвечают: большим коричневым прямоугольником). Дети отвечают: они жили дружно, потому что волк не съел зайчика. Они всех приглашали в теремок. Дети выполняют определённое действие. | ||||
3. Заключительная часть | ||||||
3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний | Воспитатель: Я считаю, что это добрая сказка. А вы как думаете? Почему? А как вы думаете, почему ещё можно назвать эту сказку доброй? А вы обратили внимание, как много в сказке добрых, ласковых слов: норушка, квакушка, побегайчик, Понравилась вам сказка? А как она называется? В следующий раз мы с вами обязательно познакомимся ещё со многими другими интересными и добрыми сказками. | «Потому-что, они все жили вместе дружно». Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»
Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Тема: «Животные жарких стран»
ННОД по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» проводится в средней группе по теме «Животные жарких стран». Место проведения групповая комната, рабочая зона. Открытое занятие проводится...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по художественному творчеству на тему: «Подарок для мамы».
Изготовление поделки ко Дню Матери...
Организованная образовательная деятельность в средней группе. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: Скворечник для пернатого гостя.
Программное содержание: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей, определить форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов,...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Аппликация из нетрадиционных материалов Тема: «Зайчонок»
Конспект организованной образовательной деятельностив средней группеАппликация из нетрадиционных материаловТема: «Зайчонок»...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Аппликация из нетрадиционных материалов Тема: «Зайчонок»
Конспект НОД по аппликации...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «В гостях у бабушки Федоры»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию....