Алгоритм-карта построения интервью с представителем профессии
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Веретенникова Наталья Владимировна

Интервью – это беседа двух или более людей, при которой журналист задает вопросы, а приглашенные гости отвечают на них. Чтобы легче было брать интервью, предлагаем использовать алгоритм – карту,

Алгоритм – карта построения интервьюэто поле из шести пустых клеток, которые необходимо заполнить ребёнку в зависимости от темы интервью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Веретенникова Наталья Владимировна

                                                                    Приложение №5

 Алгоритм-карта

построения интервью

с представителем профессии

Picture background

Алгоритм-карта

построения интервью с представителем профессии

(для детей подготовительной группы)

Представитель профессии (значок)

1. Приветствие

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c6e5ad51af255144f0de58de1076183c_l-9287521-images-thumbs&n=13

2.Установление                    

        контакта

Picture background

3. Какая у вас Picture background

    профессия?

4.  Какие инструменты

используете в своей работе?

Picture background

Picture background

5.  Вам нравится ваша профессия? Почему?

Picture background

6. Поблагодарить за интервью. Попрощаться.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c6e5ad51af255144f0de58de1076183c_l-9287521-images-thumbs&n=13

                   

Профессии (значки):

Воспитатель        Повар        Журналист

Picture backgroundPicture backgroundPicture background

                

                 

        

Интервью – это беседа двух или более людей, при котором журналист задает вопросы, а приглашенные гости отвечают на них. Чтобы легче было брать интервью, предлагаем использовать алгоритм – карту,

Алгоритм – карта построения интервью – это поле из шести пустых клеток, которые необходимо заполнить ребёнку в зависимости от темы интервью.

В данном приложении представлена тема «Интервью с представителем профессии».

  •      В карте имеется визуальная подсказка - это разные цвета клеток, которые условно делят карту на три смысловых отрезка: начало – середина – конец интервью.
  • Для заполнения карты прилагаются картинки-символы. Цвет рамки на картинках-символах совпадает с цветом поля.

Цель: научить детей использовать речь как средство общения (форма – диалог).

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о новой профессии — журналист;

- обучать детей навыкам проведения интервью, используя алгоритм-карту;

- развивать у детей способность к сотрудничеству;

- обогащать словарный запас;

- развивать связную речь старших дошкольников.

Развивающие:

- стимулировать развитие навыков ведения диалога;

- тренировать память и концентрацию внимания;

- улучшать способность к общению.

Воспитательные:

- формировать навык соблюдения очерёдности в беседе, развивать способность слушать, не перебивая.

- воспитывать интерес к профессии журналиста.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: алгоритм-карта построения интервью, микрофон, бейджики с картинками и названиями профессий.

Новые понятия: ИНТЕРВЬЮЕР – это человек, который задаёт вопросы, или берёт интервью. РЕСПОНДЕНТ – это человек, который отвечает на вопросы журналиста.

        Ход работы:

Деятельность педагога

Работа детей

Планируемые итоги

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, все мы – сотрудники детской студии журналистики «Навигатум». Сегодня мы будем учиться брать интервью у представителей разных профессий. Кто-то из вас будет журналистом.

(Определяем методом жеребёвки).

Остальные ребята сами выбирают себе профессию по своему желанию.

(Каждый ребёнок рисует представителя своей профессии на своём бейджике).

Готовятся играть в сюжетно-ролевую игру: распределяют роли, готовят необходимые атрибуты.

Психологическая подготовка детей к занятию. Созданы оптимальные условия для дальнейшего сотрудничества.

Проблемная ситуация.

- Ребята, как вы думаете, что должен делать журналист?

- Как вы думаете, легко

придумать вопросы, которые будет задавать журналист?

- Давайте попробуем. Кто первый хочет дать интервью журналисту?

Дети предполагают, что журналист – это человек, который задаёт вопросы другому человеку.

Мнения детей могут разделиться. Кто-то скажет, что легко. Другие – что этому надо учиться.

Дети пробуют, но ничего не получается.

Мотивация

к деятельности

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что журналист–это профессия, которой надо долго учиться. Чем занимаются журналисты?

Журналисты – это люди, которые работают на телевидении, на радио. Они ищут разные важные и интересные новости. Есть журналисты, которые пишут заметки, статьи в журналах и газетах.

Журналист должен много знать и уметь разговаривать с разными людьми.

Актуализация знаний и представлений старших дошкольников о профессии журналист.

- Ребята, кто может вспомнить и назвать игры, которые учат красиво говорить?

«Скажи наоборот», «Составь рассказ по картинкам», «Составь предложение с помощью весёлых человечков»,

«Составь рассказ при помощи слов и картинок»,  «Азбука темы» и др.

Актуализация знаний.

Восприятие и усвоение

нового.

- Ребята, журналист берёт в руки микрофон и задаёт вопросы гостю, а гость на них отвечает. Чтобы журналисту легче было ориентироваться, какие вопросы задавать гостю, а гостю отвечать, я предлагаю вам воспользоваться  алгоритм-картой построения интервью.

Здесь есть подсказки. Карта состоит из шести цветных прямоугольников. Это:

  • начало интервью - желтый цвет;
  • середина - зелёный;
  • конец интервью оранжевый цвет.

Также есть картинки-подсказки. Цвет рамки на картинке совпадает с цветом поля, на которое надо класть подсказку:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c6e5ad51af255144f0de58de1076183c_l-9287521-images-thumbs&n=13

- Солнышко – это приветствие. На какой прямоугольник алгоритм-карты мы положим Солнышко?

- Правильно, как можно поздороваться с человеком?

-  Ребята, у нас есть ещё одна картинка с жёлтой рамкой и двумя руками, которые пожимают друг друга. Как вы думаете, что она обозначает?

Picture background

- Правильно, но у этого жеста есть ещё другое значение – это способ познакомиться или подружиться с другим человеком.

- Куда мы положим эту картинку?

- Правильно, какой вопрос здесь может задать журналист своему гостю?

- Молодцы. Вы помните, что сегодня журналист будет брать интервью у представителей разных профессий.  Следующая картинка-подсказка  - назовите свою профессию.

Picture background

На какое поле кладём?

- Правильно. Как  вы думаете, что обозначает следующая картинка? Что на ней изображено?

- Как можно назвать всё это одним словом?

- Согласна. На какое поле кладем?

- Какой вопрос будет задавать журналист?

- Молодцы. Двигаемся дальше. Следующая картинка.

Как вы думаете, что она обозначает?

Picture background

- Замечательно, а когда мы испытываем радость?

- Кто догадался, какой следующий вопрос задаст журналист? Как связать в одном вопросе профессию и радость?

- Ребята, мы незаметно приблизились к последней клеточке. Какого она цвета?

- И на картинки с оранжевой рамкой снова солнышка, заметили?

- Как вы думаете, что может обозначать солнышко в конце интервью?

- Вы правильно догадались. Какими словами можно попрощаться?

- Ребята,  а прежде, чем прощаться, мы забыли еще что-то сделать. Брать интервью и давать интервью – это работа. Когда работа выполнена, что надо сделать? Кто самый догадливый?

Дети изучают алгоритм-карту построения интервью (см. образец алгоритм-карты в начале Приложения).

- На желтый прямоугольник.

- Здравствуйте, добрый день, я вас приветствую и т.д.

Дети предполагают, что так здороваются при встрече мужчины.

- На второе желтое поле  нашей алгоритм-карты.

Сначала люди здороваются, а потом могут и подружиться.

 - Как вас зовут, или представьтесь, пожалуйста.

- На зелёное.

-Кастрюля, половник, градусник, молоток, плоскогубцы, отвёртка.

Picture background

- Это инструменты для работы.

- На зелёное.

-Какие инструменты вы используете в своей работе?

- Это радость.

- Когда нам что-то нравится.

- Вам нравится ваша профессия? Почему вам нравится ваша профессия?

- Оранжевая.

- Да, как в начале интервью.

- Надо попрощаться.

- До свидания, до новых встреч.

- Поблагодарить за работу. Забыли сказать «спасибо за интервью».

Изучение нового материала.

Освоение новых знаний.
Использование на практике.

Дифференцированный

подход: журналистом, интервьюером,  в первый раз назначается наиболее сильный ребёнок. В руках у журналиста микрофон. Еще один ребёнок – видеооператор, который снимает интервью на камеру. Дети по очереди выступают в роли респондентов и дают интервью, рассказывают о своей профессии.

Дети, используя алгоритм-карту, проводят интервью друг с другом.

Развиваются коммуникативные способности детей.

Рефлексия.

Педагог предлагает всем детям по очереди рассказать в микрофон, насколько успешно они провели интервью, какие были трудности.

Дети обсуждают, что у них получилось, а что не очень. Учатся анализировать и называть свои эмоции.

Дети чувствуют себя участниками творческого процесса.


 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСТРЕЧА- ДОСУГ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИЙ : < ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ>

Привлечение родителей к различным формам взаимодействия с детьми в детском саду: праздникам, развлечениям, встречам с людьми разных профессий....

«Ознакомление с длительностью 5-минутного интервала и закрепление представления о длительности 5-минутного интервала»

Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить его детям, поупражнять их  в самостоятельн...

«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»

Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...

Мастер – класс «Lego – конструирование как способ социализации детей дошкольного возраста», «Интервью в городе Профессий».

Цель:  познакомить педагогов с особенностями организации сюжетно – ролевой игры в средней группе как развитие  способ социализации детей через конструирование, и  технического тво...

Нарушение голоса у представителей голосоречевых профессий: механизмы и симптоматика

Голосовыми расстройствами страдают учителя и преподаватели, воспитатели детских садов, диспетчеры, экскурсоводы, переводчики, военнослужащие. И, как ни странно, на первый план выходят экскурсоводы: 70...

Перспективное планирование по работе с родителями на тему "Все профессии важны". Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует просвещению родителей в данной теме. Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения. Вовлечение родителей в процесс созд...

Встреча с представителем профессии - полицейский

Цель: знакомство с профессией, с целью заинтересованности воспитанников выбором своей будущей трудовой деятельности.Задачи:- познакомить разными профессиями и путями их достижения;- формировать у...