конспект занятия по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Полякова  Алена Юрьевна

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в умении описывать предметы.

Задачи приоритетных  образовательных областей:

Обучающая задача: учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ.

Развивающая задача: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе; закреплять правильное произношение звуков [н] - [н*].

Воспитательная задача: бережное отношение к игрушкам, доброе отношение к игровым персонажам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_1.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Березка» Азовский район

Конспект занятия

по речевому развитию во второй младшей группе

общеразвивающей направленности

по теме: «Что в мешке у Зайки»

Подготовил: воспитатель

Полякова.А.Ю

с. Пешково

2024г

Конспект занятия по речевому развитию                                                                                                                                           во второй младшей группе.

Тема: «Что в мешке у Зайки»

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в умении описывать предметы.

Задачи приоритетных  образовательных областей:

Обучающая задача: учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ.

Развивающая задача: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе; закреплять правильное произношение звуков [н] - [н*].

Воспитательная задача: бережное отношение к игрушкам, доброе отношение к игровым персонажам.

Нормативное обоснование:  ФОП ДО п.14.2. «Построение содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка».

ОП ДО МБДОУ №3 «Березка» стр.52 «В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

 В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  1. Формирование словаря:
  2. Звуковая культура речи:
  3. Грамматический строй речи:
  4. Связная речь:

Образовательные области: приоритетная – речевое развитие в интеграции – познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательско-познавательная, изобразительная.

Оборудование: игрушка (Зайка),  мешочек, пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята.

Интеграция: дети  второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители (в предварительной работе).

Технологическая карта

Этапы

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 минуты)

Сюрпризный момент. Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Занятие начинается с речевой подвижной игры

«Давайте вместе с нами!»

Стук в дверь. Входит Зайчик (игрушка в сопровождении с муз.руководителем). Здоровается.

Дети рассматривают Зайку.

-Ребята, я принес для вас игрушки от дяди Миши.

Слушают, выполняют движения в соответствии со словами стоя на ковре.

Постановка проблемы и мотивация детей

-Ребята, дядя Миша игрушки сказал ребятам отдавать,  если справятся с заданиями, ответив на вопросы Зайки. (опиши игрушку)

Слушают, предлагают решение проблемы.

  1. Основной этап (12 мин.)

Актуализация представлений Задача: упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе;

Звуковая культура: закреплять произносить звуки [н] - [н*].

Воспитатель: Давайте узнаем, что же Зайке в мешок положил дядя Миша.

Ребята достают по очереди из мешочка игрушки и описывают ее.

-Что это? (матрешка)

Рассматривают матрешку.

-Другой ребенок достает игрушку.

- Что это? (пирамидка)

Рассматривают пирамидку.

Другой ребенок достает игрушку.

-Кто это? (лошадка)

Рассматривают игрушку.

Игра «Лошадка»

- Воспитатель достает уточек .

- Кто это?

Рассматривают игрушки.

-Ребята в мешке есть еще что-то. Ребенок достает, что осталось в мешке. – Что это? (ленточки)

Рассматривают и сравнивают ленточки.

Ответы детей,

Дети отвечают на вопросы.

Дети идут как лошадки и произнося звукосочетание.

Отвечают на вопросы.

Фиксация затруднений

Задача: организация анализа  детьми возникшей ситуации.

Воспитатель: Наш зайка наверно устал сидеть, давайте вместе с ним поиграем.

Физминутка (с сопровождением муз.руководителя. )

 «Зайка, серенький сидит».

Муз. руководитель играет на пианино. Воспитатель показывает движения.

Дети стоят на ковре и размышляют,

Выполняют движения под музыку и убегают на стульчики.

Открытие детьми нового знания. Задача: учить составлению

рассказа детьми.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько игрушек принес Зайка.

Рассказ  об игрушке детьми.

Дети сидят на стульчиках.

Ребенок выбирает игрушку и рассказывает детям об игрушке.

Расширение имеющихся представлений.

Самостоятельная работа.

Гимнастика для глаз

Игра «Чего не стало».

Воспитатель: Кто знает, где живет зайка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Зайка не один живет в лесу, у него там много друзей. Кто еще живет в лесу?

Дети: Волк, медведь, лиса.

Зайке пора к друзьям в лес. Прощаются.

Дети отвечают, какой игрушки не стало на столе.

Рефлексивный компонент

3. Рефлексия:

- Ребята кто приходил к нам в гости?

- Чем мы занимались?

-Что в мешке было у Зайки?

Стоят на ковре, слушают, отвечают.

Организация перехода к другому виду деятельности

Ребята, за то, что вы правильно выполняли задания, отвечали на вопросы, верно,  я для вас приготовила раскраски «Игрушки»

Ребята садятся за стол раскрашивать картинки.

Используемая литература: 

Для педагогов:

О.С.Ушакова Программа «Развитие речи детей 3-7 лет»

О.С Ушакова «Игры и конспекты занятий во второй младшей группе».

Для родителей:  

Сборник стихов «Игрушки»  А.Л. Барто

Для детей:

Альбом с иллюстрациями «Игрушки».

Альбом с картинками «Стихи А.Л. Барто. « Игрушки»»

Сценарий занятия во второй младшей группе «Что в мешке у Зайки».

План:

1. Организационный момент

Занятие начинается с речевой подвижной игры

«Давайте вместе с нами!»

Давайте вместе с нами (поднимаем руки в стороны)

Потопаем ногами (топаем ногами, стоя на месте),

Похлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши),

Сегодня день хороший! (поднимаем прямые руки вверх - в стороны).

Стук в дверь. Входит Зайчик (игрушка в руках музыкального руководителя).

Зайчик: здравствуйте, ребята.

Дети: здравствуй, Зайчик.

Воспитатель: Посмотрите на зайчонка, какой он красивый, он любит, когда дети его рассматривают.

Что есть у зайчика?

Дети: Уши.

Воспитатель: Какие у него уши?

Дети: Длинные.

Воспитатель: а что это?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Какой хвостик у зайки?

Дети: Короткий.

Воспитатель: Что умеет делать зайчонок?

Дети: Прыгать, скакать, грызть морковку.

Воспитатель: Ребята, как мы можем назвать ласково зайчонка?

Дети: Зайка, зайчишка, зайчик, зайка-побегайка.

Зайчик: Ребята, я знаю, что вы очень любите играть в игрушки. Я вам принес мешок с игрушками от дяди Миши, Михаила Потаповича.

Воспитатель: Ребята, мне сейчас Зайчик сказал, что игрушки он нам сможет отдать, если сможем выполнять задания и отвечать на вопросы Зайчика. Что делать будем? Справимся? (ответы, предложения детей).

2.Основной этап.

Воспитатель: Давайте узнаем, что же Зайке в мешок положил дядя Миша.

Воспитатель приглашает к своему столу детей по одному. Ребенок достает из мешка игрушку, называет ее, рассматривает и отвечает на вопросы воспитателя. Ребята достают по очереди из мешочка игрушки и описывают ее.

-Что это? (матрешка)

Рассматривают матрешку.

- Правильно, это матрешка. Какая она? Тебе она нравиться?

Ребенок отвечает.

-Давай посмотрим, что у нее внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Покажи большую матрешку, маленькую. Ребенок показывает.

-Миша, а теперь ты достань игрушку.

- Что это? (пирамидка). Рассматривают пирамидку.

- Да, это пирамидка. Покажи, где у пирамидки красный, зеленый круг. Ребенок показывает. Поставь пирамидку на стол.

- Алиса посмотри в мешке,  есть еще пирамидка?

Ребенок достает пирамидку и ставит рядом с предыдущей.

- Алиса, это какая пирамидка? (большая)

- А это какая? (маленькая).

-Правильно.

-Костя, посмотри, что еще в мешке лежит. Ребенок достает лошадку.

- Кто это?

- лошадка. Отвечает ребенок.

Какой хвост у нее? (длинный).

- А какие ноги у лошадки? (у лошадки ноги длинные).

- Какая лошадка? (длинноногая). Повторите.

Дети повторяют. Возможны хоровые и индивидуальные ответы детей.

Игра «Лошадка».

-Сейчас мы поиграем. Хотите покататься на лошадке?

- Вот мы сели, и лошадка поехала. А чтобы она бежала быстрее, будем ее подгонять: н-но-о-н-но-о!

Один ребенок садится на лошадку-палку, другие встают друг за другом и бегут по кругу, произнося звукосочетание н-но-о-н-но-о!

А сейчас произнесем громко (дети выполняют), а потом тихо произносят (дети выполняют).

-Устала лошадка и остановилась. Ребята садятся на стульчики.

Воспитатель из мешка достает уточек.-А это кто, ребята? Кря-кря-кря! Это…(утята). Сколько их?(много).

-Ребята, в мешке еще что-то есть. Дима, посмотри теперь ты.

Ребенок достает ленточку.

-Что это? (лента, ленточка).

-Ксюша посмотри, А это что? (тоже ленточка).

-Какая она?

Сравнивают две ленточки.

-Первая ленточка короткая, а вторая? (длинная).

- Воспитатель: Наш зайка наверно устал сидеть, давайте вместе с ним поиграем.

Физминутка под музыку на пианино(играет музыкальный руководитель):

«Зайка, серенький сидит».

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал,

Зайка раз и ускакал.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько игрушек принес Зайка. А сейчас послушаем рассказы ребят про игрушки.

Заслушивается два-три рассказа. Воспитатель при необходимости помогает.

- А сейчас нам Зайка хочет предложить поиграть ! Поиграем с Зайкой?

Гимнастика для глаз

Игра «Чего не стало».

Зайка будет прятать игрушки, а вы – называть чего не стало: матрешки, пирамидки или утят или других игрушек. 

На столе у воспитателя три пары предметов: матрёшки, пирамидки,  лошадки. Воспитатель убирает матрёшки, а на их место кладёт ленточки. -Каких игрушек не стало? ( матрёшек).

- Правильно, матрёшек. А на их место Зайка положил ленточки.(убирает ленточки) Чего не стало? (ленточнек).

- Правильно, не стало ленточек. А туда,  где лежали ленточки, Зайчик поставил пирамидки.

Воспитатель( убрав все игрушки). Чего не стало? (Игрушек).

- Каких игрушек не стало? Дети называют.

Воспитатель: Кто знает, где живет зайка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Зайка не один живет в лесу, у него там много друзей. Кто еще живет в лесу?

Дети: Волк, медведь, лиса.

Зайке пора к друзьям в лес. Прощаются. До свидания,  Зайка.

3. Рефлексия:

- Ребята, расскажите, а кто приходил к нам в гости?

- Чем мы занимались?

-Что в мешке было у Зайки?

- Как назовем одним слово пирамидку, утят, ленточки, лошадку ?

Ребята, за то, что вы правильно выполняли задания, отвечали на вопросы, верно,  я для вас приготовила раскраски «Игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....