отчет по самообразованию по речевому развитию
методическая разработка по развитию речи

наталья владимировна демченко

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому сто речь ребенка являетсяключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связанной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.  И мне как педагогу это важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazoaniyu.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чайка»

г.Аркадак саратовская область

отчет

по самообразованию

по речевому развитию воспитателя ДОУ

подготовила

воспитатель:

Демченко Н.В.

2024 год

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

За период 2021-2024 учебные года, мною была изучена тема «Развитие речи по средством художественной литературы» детей дошкольного возраста»

Была поставлена цель: совершенствовать диалогическую форму речи.

Были поставлены задачи:

- развивать у детей монологическую форму речи;

- формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- формировать умение детей (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;

- развивать свободное общение со взрослыми;

- воспитывать умение выслушивать своих товарищей.

В дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей)

Ребенок в этом возрасте расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную работу по освоению языка.

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников:

- Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.

- Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования)

- Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, высказываний, в их языковом оформлении.

Важной работой был принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделялось при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего использовались в процессе усвоения ими знаний.

При коммуникативном подходе использовались формы и приемы обучения (включая игровые)

Работа по формированию связной речи строилась также в соответствии с систематичностью и последовательностью в обучении, учетом возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленностью обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Работа по звуковому анализу слова была поставлена перед детьми в процессе обучения. На основе определенных схем. Звуковой состав обозначали фишками, интонационного выделения звуки в словах, различали на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

В течение всего периода большое внимание я уделяла целесообразным рассказам о героях книг, которые наметили прочитать, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано; рассказам об интересных фактах и наблюдениях из жизни людей, животных, птиц, насекомых, о запомнившихся явлениях природы. Рассказы были яркими и эмоциональными, они помогали обогатить и уточнить представления детей об окружающем мире, пополнить словарь детей новыми словами и выражениями.

Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, я старалась «ввести детей в роль увлекательного рассказчика»

В результате было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании.

Предлагала ситуации письменной речи, когда дети диктовали свои рассказы, сказки, а я записывала, чтобы затем прочитать им.

В работе с родителями я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие их вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Родители получали знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн. др.

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений и инсценировок.

Результаты работы показали следующее: уровень развития умения рассказывать у детей старшей группы жизни повысился. Дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Данные технологии позволяли сохранить интерес детей, активизировать всех детей, развивать мыслительные операции. В совместной деятельности посредством системы игровых упражнений стала развиваться способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

Таким образом, проведенная мною работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.

Была запланирована и проведена следующая работа с детьми:

2021 – 2022 учебный год (старшая возрастная группа):

Сентябрь: Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Октябрь: Работа над пересказами с использованием схем.

Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г.Скребицкого, «Пушок» Г.Скребицкого.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь: Рассказывание сказки с показом настольного театра.

Декабрь: Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Январь: Инсценировка сказки и ее постановка на зимние праздники.

Февраль: Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей составлять связанный рассказ. Пополнить и активировать словарный запас детей.

Март: Консультация для родителей «Влияние русских народных сказок на развитие речи детей 5-6 лет.

Апрель: Работа над интонацией, дикцией, выразительности речи во время заучивания стихотворений.

Май: Учить детей сочинять сказку, последовательно и связано рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название своей сказки; работа над словарем.

2022-2023 учебный год (подготовительная группа)

Сентябрь: Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии;

Октябрь: Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадок на формирование речи. Учить детей отгадывать загадки. Развивать монологическую речь детей.

Ноябрь: Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О.С. Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Декабрь: театрализованное представление по сказке «Морозко» к новогоднему утреннику. Разучивание ролей по сценарию. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. Активизация и пополнение словарного запаса детей. Отрабатывать темп, силу голоса. Раскрытие творческих способностей детей.

Январь: Разучивание стихов на тему «Зима». Учить детей читать выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активировать в речи словарный запас детей на тему «Зима»:

Конкурс стихов на данную тему.

Февраль: Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, пополнять и активировать словарный запас детей.

Март: Театрализованное представление на утренник, посвященный 8 Марта «Весна в Берендеевом царстве». Разучивание ролей по сценарию. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. Отрабатывать темп, силу голоса. Раскрытие творческих способностей детей.

Апрель: Консультация для родителей «Роль чтения книги, в развитие речи у детей».

Май: Театрализованное представление на выпускной бал по сказке «Летучий корабль». Разучивание ролей по сценарию. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. Отрабатывать темп, силу голоса. Раскрытие творческих способностей детей.

2023 -2024 учебный год (1-ая младшая группа)

Сентябрь: Подбор и изучение литературы по теме: дидактических игр и упражнений; литературы; составление библиографии;

Октябрь: Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на фланелеграфе.

Ноябрь: Рассказывание сказки с показом настольного театра.

Декабрь: Разучивание стихов к новогоднему утреннику. Дидактические игры по русским народным сказкам.

Январь: Показ театрализованного представления по сказке «Колобок».

Февраль: Прослушивание ауди сказок.

Март: Разучивание стихов к утреннику 8 Марта. Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Апрель: Пересказ сказки «Репка». Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

Май: Разучивание стихов к выпускному балу.

В результате изучения темы, сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Однако следует учитывать, что развитие речи детей дошкольного возраста должно производиться с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Таким образом считаю, что у детей речь стала более сформированной и связанной, улучшилась выразительность речи и повысились творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему «Развития мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений».

отчет по самообразованию учителя-логопеда на тему "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений"...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет — фундамент умственного развития ребенка».

Цель:    повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства путем изучения актуальной темы «Сенсорное развитие детей 2-3 лет - фундамент умственного разви...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявил...

Отчет по самообразованию на тему "Развитие речевой активности у воспитанников в процессе приобщения к истории и культуре родного края"

Данный материал будет интересен педагогам-дошкольникам, которые разрабатывают темы по краеведению со своими воспитанниками, и тем, кому нужна помощь в обобщении материала....

Тема самообразования: «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»самообразование

Тема самообразования:«Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»Цель: Создание условий для развития детей  через творческую...