Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявило наличие проблем психологического характера, связанных с общением: скованность, зажатость, неуверенность во время публичных выступлений (на занятиях, на утренниках).
Возникла необходимость поиска новых форм работы по развитию связной речи. Такой формой мною была выбрана проектная деятельность, так как это одно из наиболее эффективных средств, позволяющее решить проблему развития связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_revina_yu.v.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Разметелевская СОШ» учреждение №2 (дошкольное отделение)
Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие речевой активности детей
старшего дошкольного возраста
в проектной деятельности»
Воспитатель I квалификационной категории:
Ревина Юлия Владимировна
д.Разметелево
2022г.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Многие дети, придя в школу, испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, говорят не понятно.
Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок сможет давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочие.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
И именно поэтому развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.
Большинство детей в группе испытывают трудности в развитии связной речи. Для них характерно нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность, бедность и стереотипность лексико - грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; трудности в языковой реализации замысла. Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявило наличие проблем психологического характера, связанных с общением: скованность, зажатость, неуверенность во время публичных выступлений (на занятиях, на утренниках).
Возникла необходимость поиска новых форм работы по развитию связной речи. Такой формой мною была выбрана проектная деятельность, так как это одно из наиболее эффективных средств, позволяющее решить проблему развития связной речи.
Именно в проектной деятельности оптимально реализуются задачи развития связной речи детей, а также задачи взаимодействия воспитателей и родителей по данной проблеме.
Метод проектов один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно – образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.
Проектный метод – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии родителей, воспитателей, специалистов детского сада и ребёнка. Это способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Используя проектную деятельность, ребята учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Побуждение детей к ответам на вопросы, возникающим в ходе проектной деятельности: «Что я сделал сегодня?», «Что я мог сделать, но не сделал? Почему?», «К чему мне стремиться?», «В чём мои затруднения?», «Что мне необходимо сделать, чтобы преодолеть затруднения?», «Что у меня получается лучше всего?», речевой регуляции действий: «Как я выполнял работу?» способствует развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи.
Тема опыта: «Проектная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Развитие связной речи у дошкольников средствами проектной деятельности.
Задачи:
- Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса;
- Развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь;
- Овладевать навыками общения и коллективного творчества;
- Увеличить мотивационно – развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодам детского развития;
- Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи
В нашей группе было создано и реализовано более 10 проектов:
«В гостях у сказки», «Зимовье зверей», «Животные наших лесов», «Книжкина больница», «Я и мое домашнее животное», «Космическое путешествие», «Достопримечательности нашего города», «Вода, кругом вода», «Любимое блюдо моей семьи», «Любимые сказки» и другие.
Проект «В гостях у сказки» - творческий, информационно/практико - ориентированный.
Из бесед с детьми, из занятий стало понятно, что у ребят недостаточное знание известных сказок. Родители недостаточно читают детям или рассказывают им о детских писателях и поэтах.
Проект «В гостях у сказки» - долгосрочный. Мы совместно с детьми делали подбор стихотворений, загадок о сказках. Беседовали на темы «Моя любимая книга», «Что делают главные герои»; провели цикл занятий: «У лукоморья», «Вместе весело шагать», «Дружная читающая семья». Сделали подборку художественной литературы для чтения с детьми, для пересказа. Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по теме проекта.
Вместе с родителями изготовили стенгазету: «Семейное чтение». Ребята охотно делились своими впечатлениями с детьми своей группы. За всё время реализации проекта дети рисовали рисунки, рассказывали о своих семьях, готовили папки- передвижки, газеты, писали сочинения, изготавливали и придумывали совместно с родителями герб и девиз своей семьи, генеалогическое древо.
Итогом данного проекта стало не только формирование у детей бережного отношения к книгам, обогащение активного словаря, активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий, но и повышение активности участия родителей в жизни группы.
Проект «Достопримечательности нашего города» был приурочен к лексической теме недели «Наш город – Санкт – Петербург».
Он направлен на формирование ценностного отношения детей к природе родного края, к памятным местам и культуре родного города.
В ходе реализации проекта шло развитие исследовательских умений детей: поиск иллюстраций, составление описательных рассказов по представленным фотографиям. Совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной).
Ребята рисовали улицы родного города, памятники, любимые места; из конструктора ЛЕГО создавали макеты города Санкт - Петербурга.
В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно - исследовательской деятельности не только детей, но и родителей, которые помогали своим детям найти необходимую информацию в книгах, журналах, газетах, в интернете. Некоторые родители (семья Крыловых, Босоноговых\Сидякиных) специально в эту неделю посещали достопримечательности города Санкт – Петербурга для закрепления материала.
В ходе реализации проекта «Достопримечательности нашего города» были решены следующие задачи по развитию коммуникативно - речевых навыков детей:
- обогащение и активизация словаря у детей (названия памятников, улиц, скверов и площадей, интересных зданий и т.д.)
- развитие связной речи (составление вместе с родителями рассказов, рассказывание их на занятиях и друг другу во время прогулки, совместных игр);
- развитие познавательного интереса (гораздо больше стали задавать вопросы поискового характера - «Почему?», «А кто это?» и пр.)
В результате проведённой работы речь детей стала активная, они легко вступают в разговор, участвуют в коллективных беседах, пересказывают сказки и небольшие рассказы близко к тексту, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки, достаточно полно отвечают на вопросы, формируют вопросы, ведут диалог.
Таким образом, проектная деятельность актуальна для развития связной речи, так как обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развития эмоционально - волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира.
В процессе проектной деятельности дошкольники получают возможность испытывать и использовать свои способности, учатся отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учатся инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительно эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей. Используя проектный метод в работе, мы полностью реализуем принцип личностно- ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
В перспективе работу по проектной деятельности буду продолжать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в старшей группе
в детском саду...
Программа исследовательской деятельности на тему: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики"
Программа исследовательской деятельности на тему: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики"...
План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речевой активности у воспитанников в процессе приобщения к истории и культуре родного края"
Данный материал будет интересен педагогам-дошкольникам, которые разрабатывают темы по краеведению со своими воспитанниками, и тем, кому нужна помощь в обобщении материала....
Отчет по самообразованию по теме "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр."
Отчет по самообразованию....
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...
План по самообразованию по теме: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....