Рекомендации для родителей "Формирование основ речевой культуры"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кутуева Гюзель Анвяровна

Формирование  основ  речевой  культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  основ  речевой  культуры

Характеристика речевого развития детей разных возрастных периодов.

Этапы становления нормальной детской речи

Речь – один из наиболее мощных факторов (и стимулов) развития ребенка в целом.

Она оказывает влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Отчуждение от ребенка, поверхностное общение с ним, нежелание просто наблюдать за детьми, за их развитием, ростом, наблюдать терпеливо и мудро, снисходительно и любовно – все это оборачивается серьезной проблемой современности отчужденностью поколений. Взрослый должен научиться прислушиваться к тому, что говорит их собственный малыш и как он говорит.  До сих пор существует мнение, что заниматься развитием речи ребенка нужно после пяти лет и то лишь тогда, когда отклонения от нормы становятся заметны.  Недостаточное внимание к всестороннему развитию речи ребенка объясняется часто недостаточной осведомленностью родителей в этом плане.        

Развитие речи происходит в несколько этапов.  Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Все дети появляются на свет с языковыми навыками.  Например, младенцы четырех дней от роду оставались равнодушными к монотонному произнесению одного и того же слога и оживлялись, когда слоги начинали чередоваться. Известно, что новорожденные активнее сосут, если слышат родную речь, а не иностранную.

 Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот период принято называть периодом гуления, характер и продолжительность которого зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет их, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое домашними, постепенно сходит на нет, затухает.

Следующая стадия предречевых вокализаций – лепет. Лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на слоги. Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода. Постепенно возникают все новые и новые сочетания звуков и удлиняются звуковые цепочки до четырех и более слогов. К концу первого года жизни дети выговаривают милую абракадабру, напоминающую предложения. Младенец подобен человеку, которому дали сложное оборудование с рычагами и переключателями, под которыми нет подписей. В таких случаях люди бесцельно переключают рычаги и щелкают выключателями, чтобы посмотреть на результат. Прислушиваясь к собственному лепету, младенцы делают не что иное, как пишут свою собственную инструкцию: учатся, куда и насколько нужно переместить тот или иной мускул, чтобы достигнуть изменения в звуке.        

Конец первого года жизни ребенка знаменуется началом овладения языком и пониманием отдельных слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.   Этот этап  предваряет воспроизведение   родительской речи. Считается, что ребенок учится говорить, слушая речь взрослых и повторяя то, что услышал. Но ребенок не только имитатор, он творческий участник процесса овладения языком. В речевой продукции детей имитируемая речь занимает от 5% до 35%. Выяснилось, что дети крайне избирательны в выборе материала для имитации. Они  не стремятся повторять то, что уже хорошо знают и активно используют. Однако это не значит, что взрослые не должны давать детям необходимые образцы правильной речи. В свое время глухим родителям слышащих детей рекомендовали, чтобы дети побольше смотрели телевизор. Это никоим образом не способствовало усвоению родного языка. Без обратной связи детям трудно определить, о чем говорят обитатели этих странных телевизионных миров, ведь родные ему люди, как правило, озвучивают ситуацию «здесь и теперь», более понятную ребенку.

Может быть, телевизионной звуковой дорожки недостаточно еще и потому, что она не на материнском языке или языке нянь, как его еще называют. По сравнению с разговорами между взрослыми, речь родителей, обращенная к детям, медленнее, больше говорит о происходящем здесь и сейчас, и она более грамматически правильна ( в 99% случаев). Поэтому гораздо легче что-то усвоить из материнского языка, чем из скомканного обрывочного диалога родителей. Не все матери, однако, ведут себя одинаково. Недавно проведенные исследования показали, что есть два преобладающих типа матерей: одни преимущественно предписывают ребенку, что ему следует делать, другие преимущественно рассказывают ему о происходящем. В речи одних преобладают побудительные высказывания, в речи других – повествовательные и вопросительные. Несомненно, различия в общении необычайно существенны и во многом определяют будущее умственное и речевое развитие ребенка. Контролировать и регулировать поведение ребенка, используя побуждения, необходимо, но столь же необходимо и объяснять ему мир, действия взрослых, изменения в природе, комментировать его поступки и эмоции.

Особое место в общении с ребенком принадлежит обращенным к нему вопросам взрослого. Дело в том, что они как нельзя лучше активизируют малыша, заставляют его так или иначе отреагировать на реплику матери. К тому же вопросительные реплики, как правило, ярко интонационно окрашены, что облегчает их восприятие. Очевидно, использование языка нянь – не обязательная стадия, которую проходит каждый ребенок. Однако этот набор элементарно простых слов существенно облегчает ему вхождение в родной язык, особенно в тех случаях, когда ребенок сталкивается с артикуляционными и другими трудностями.

Есть основания полагать, что речь пап, дедушек и старших братьев, обращенная к малышу, в значительной степени отличается от речи представительниц противоположного пола, однако мужской стиль общения остается пока неизученным. Известно, что отцы, общаясь со своими детьми, уделяют больше внимания действиям с различными предметами, чем комментированию окружающих событий. Отцы гораздо чаще, чем матери, в диалоге с ребенком обращаются к нему с просьбой разъяснить сказанное и делают это в менее детской манере. То есть, в развитии коммуникативных навыков функции между родителями поделены: матери, более внимательные и понимающие, обеспечивают максимум комфорта для ребенка и поощряют его к речевой деятельности, зато отцы лучше готовят детей к общению в сложных, нестандартных ситуациях, что также необходимо. Таким образом, на протяжении первого и второго года жизни ребенка родители должны обратить внимание на то, что  слышат  малыши от ближайшего окружения и как  проходит процесс понимания. Есть данные, что еще до появления собственной речи (до года) дети уже понимают от 50 до 100 слов. Основная рекомендация по развитию речи до года – это многогранное, интересное, постоянное общение с ребенком всех членов семьи, особенно родителей.

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило,  девочки 11-12 месяцев уже  активно используют около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев. Первые слова, которые произносит ребенок  МА-МА, ПА-ПА, АМ-АМ и т.д.

К полутора годам ребенок пытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов, месяца через два появляются формы множественного числа: Киска-Киски. К двум годам ребенок  активно использует до 300 слов. Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Следовательно,   нужно учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом, при этом все действия необходимо комментировать.  Этот возраст является еще и первой ступенью приобщения к чтению. Ведь именно к этому времени ребенок,  учится представлять содержание, выходящее за рамки его непосредственного опыта. Сначала дети учатся понимать простые рассказы близких взрослых о том, что происходило в отсутствие детей. Это, например, рассказы о том, как мама была маленькой, что случилось у брата в школе и многое другое, о чем говорится в присутствии детей или специально для них. В этом возрасте рекомендуется кроме непосредственного общения с ребенком, использовать короткие рассказы, потешки, стишки.

На третьем году жизни ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, союзы и местоимения. Речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении. Три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Малыш хорошо усваивает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась, - он легко внушаем, раним. Происходит дальнейшее формирование компонентов читательской способности. Осознание «семейных» историй дополняют тексты из детских книг, рассказанные, а потом и прочитанные детям. По мнению психологов, начинается сказочный возраст, то есть активное творческое восприятие сказок, признанное по степени значимости равным игре. Основных рекомендаций родителям трехлетки будет две. Во-первых, серьезно отнеситесь к вопросам своего ребенка, запаситесь терпением, дослушайте его до конца и обязательно ответьте, даже если это будет в сотый раз. И во вторых, введите ребенка в чудесный мир сказок, читайте их на ночь, рассказывайте днем, подкрепляйте их восприятие красочными иллюстрациями, прослушивайте на дисках и придумывайте свои, совместно фантазируя с ребенком.

К четырем годам в грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.   Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка и блюдце – это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия. У него сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные». Для лучшего усвоения обобщающих понятий,  родителям рекомендуется привлекать внимание детей к обобщениям в бытовых ситуациях: «на рынке», «в магазине», «на работе», «на детской площадке». Например, побывав с ребенком на рынке, можно обсудить такие вопросы: «Что мы купили?», «Какие фрукты мы купили?» «Огурец – это фрукт или овощ?» «Какую сказку про фрукты и овощи ты знаешьи т.д. Можно рисовать, раскрашивать, собирать наклейки из определенных тематических групп. Даже убирать игрушки нужно не хаотично, а аккуратно раскладывая: отдельно посудку, отдельно машинки, отдельно больничку и т.д.

 Пятый год жизни – заключительная фаза в овладении устной речью. В этот период значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных. Ребенок реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Пятилетка может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа, улавливать различные интонации, голосовые модуляции. К пяти годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Совершенствуется и понимание речи. Воспринимая на слух разнообразные тексты, дошкольники учатся представлять себе обстановку, в которой разворачиваются действия героев, прослеживать эти действия, восстанавливать описанные в тексте события, учатся сравнивать и оценивать действия героев и сопереживать им. Основная ошибка, которую допускают родители пятилеток связана с желанием быстрее начать обучать читать и писать. Взрослые забывают, что 5 лет – это возраст, прежде всего активных игр, а не учебы. Папы и мамы в этот период должны научиться развивать речь своих деток играя. Играть можно в «Дочки матери», «В магазин», «В школу», можно использовать настольные игры, например, складывать картинки из кубиков по сюжету известных ребенку сказок. На улице можно организовать игры с мячом по типу «Съедобное – несъедобное», например: «Называем фрукты, перекидывая мяч», «Я назову один предмет, а ты много (мяч-мячи)», «Поймай мяч и продолжи стишок». Хорошо, если семейной традицией станет, театрализация семейных праздников «Праздник осени», «Новый год», «День рождения», можно использовать и кукольный театр, развивая еще и руку ребенка. В качестве подготовки будущего читателя, можно начать вести «Дневник событий жизни ребенка», в котором вместе с ребенком оформляются странички по темам: «Я.», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Мой день», «Мое утро» и т.д. Как видно, дел, занятий и тем для бесед, необходимых для становления нормальной детской речи у родителей и малышей от рождения до пяти лет очень много. Не упустите ничего, развивайте ребенка и развивайтесь вместе с ним. Пусть мир русской речи будет для вас интересен  и увлекателен. Ведь именно этот возраст является основной отправной точкой для дальнейшего системного развития детской речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ.  

1. С ПЕРВЫХ ДНЕЙ в ТЕЧЕНИЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ малышам надо упростить до предела окружающую обстановку и дать возможность рассматривать, - и они скоро научатся  различать,- основные геометрические фигуры: линии, треугольники, четырехугольники, и другие. Все изображения можно нарисовать на обычном листе бумаги, пользуясь нашими схемами, приведенными в Приложении 2, или приобрести в комплекте. Эти простейшие фигуры мы называем "фундаментальными". Нужно только прикрепить их в поле зрения малыша, чтобы перед ним были четкие простые линии, изображения, а не замысловатые орнаменты ковров или обоев. Особенно это необходимо на первых порах, в первые дни жизни, когда малютка  еще только осваивает движения мышц собственных глазных яблок, как бы ощупывая ими все, что видит вокруг. Эти "путешествия" глазами требуют от малыша таких же физических и умственных усилий, как и первые путешествия ногами. Помните об этом! Думайте над тем, что ему нужны оптимальные "маршруты", чтобы набраться опыта, т.е. научиться как можно скорее осваивать любые пространства зрительного поля.  

2. НАЧИНАЯ СО ВТОРОГОТРЕТЬЕГО МЕСЯЦА МАЛЫШАМ НАДО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ привыкнуть к более сложным изображениям, и скоро они будут способны различать изображения животных, цветов растений. Прикрепите к стенкам кроватки открытки с этими изображениями. Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов, и т.п. Не мешайте ребенку их разглядывать, и Вы не узнаете проблем с его успеваемостью в школе.

3. В 4 - 5 МЕСЯЦЕВ ЛЮБИМАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА "ИГРУШКОБОЛ" - сбрасывание с кроватки различных предметов: кубиков, мячиков и других игрушек из различных материалов окрашенных в яркие цвета. Если вы сможете создать ребенку вот такое простейшую среду из кубиков и других игрушек и не мешать ему - то навсегда избавитесь от проблем инфантильности ребенка в школе, от таких проблем, как отсутствие интереса ребенка к учебе, и т.д. Следите, чтобы малыш сбрасывал кубики, брал что- либо из ваших рук только правой ручкой. Обращаю ваше внимание на то, что если вы освоите "Игрушкобол" достаточно рано - ваш малыш может стать Человеком Деятельным, неутомимым исследователем, любознательным, и в значительной степени творческой натурой. Эффект от этого упражнения с каждым месяцем резко снижается.

4. С 5- ти МЕСЯЦЕВ РЕКОМЕНДУЮ СОЗДАТЬ МАЛЫШУ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКОВ из инструментов или синтезаторов. На первых порах их могут заменить кастрюли, барабан... Вы должны создать условия для этого следующим образом: слева от ребенка за стенкой кроватки надо установить такой музыкальный инструмент или синтезатор, который издает какие либо мелодичные звуки при дотрагивании ребенка . Это может быть балалайка, гитара, специальные детские простенькие синтезаторы, наконец, и фортепиано. Ваш малыш в какой - то момент должен случайно своей левой ручкой обнаружить возможность извлекать звуки, и с тех пор он будет это делать систематически. Не мешайте ему. Потом сыграйте ему на низких тонах, как рычит "медведь", изобразите его... Сыграйте "птичку", и т.д. Малыша не надо ничему учить, он будет учиться сам, подражая взрослым. Когда вы, зайдя к малышу услышите, что он играет "Медведя", немедленно изобразите этого "медведя", и т.п. Если в возрасте ещё до года ребенок "заставит" вас плясать под свою музыку, считайте это огромным достижением. И если Вы создадите малышу постоянную и активную аудиторию и будете устраивать домашние концерты - мы гарантируем, что Ваш ребенок вырастет "прирожденным" музыкантом, что расширит его возможности выбора профессии и бизнеса.

5. В 5 - 7 МЕСЯЦЕВ  РЕКОМЕНДУЕМ ОРГАНИЗОВАТЬ ЕЖЕДНЕВНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ рассматривание большого числа открыток, которые надо давать ребенку в кроватку перед  пробуждением или после еды. Воспользовавшись нашими рекомендациями вовремя вы избавитесь, в частности, от проблем связанных с работоспособностью ваших детей, например, в начальных классах школы и при выполнении домашних заданий.

6. С 7- ми МЕСЯЦЕВ - РЕКОМЕНДУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, ЕЖЕДНЕВНАЯ ИГРА с "магнитной", или "карточной" азбукой, которую надо ставить ребенку в кроватку до его пробуждения. Через две - три недели после знакомства с азбукой вы вручаете ребенку букву, по нескольку раз громко произнося звук, который она обозначает. Одновременно просите и забираете вчерашнюю букву или обмениваете на новую букву (если малыш согласится). На каждую букву надо повторить такое трех - минутное занятие по утрам, от нескольких (например, трёх) дней до одного дня к концу алфавита. Все это относится и латинским буквам.  

7. С 6- ти МЕСЯЦЕВ СЛЕДУЕТ ЕЖЕДНЕВНО ДВАТРИ раза просматривать картинки, карточки и книги, - своеобразное "чтение" во время питания. Мы рекомендуем карточки с надписями на двух - трех языках.

8. В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 8 - 9- ти МЕСЯЦЕВ ВЫ МОЖЕТЕ начать ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую - либо букву магнитной азбуки из соседней комнаты. Эта игра кроме закрепления знания букв, дает и большое физическое развитие ребенку: малыш с удовольствием проползает несколько сотен метров ежедневно, а такая физическая нагрузка ему просто необходима!

9. С 10 - 12 - ти МЕСЯЦЕВ НАЧИНАЙТЕ ИГРАТЬ В ИГРЫ: "Покажи букву!", "Назови букву!", "Покажи слово (слог)!". Это только часть развивающих игр, рекомендуемых нашим Центром. Из игр для более старшего возраста мы упомянем  следующие.

10. ЕСЛИ У ВАС ИМЕЕТСЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА, С 1,5 ЛЕТ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ К НЕЙ ДОСТУП . Рекомендуем установить её на маленьком столике.  В это время он вполне способен начать печатать отдельные буквы, к изображению которых он уже привык. В это же время я рекомендую начинать играть в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы осваивается очень быстро, и если вы будете часто играть в шахматы с малышом, используя наши рекомендации по этой игре, то, вполне вероятно, что к его трем годам Вы не сможете обыграть малыша. Запомните: "Феномен шахматных вундеркиндов Полгар - это очень просто!".

11. В 2,5 ГОДА РЕКОМЕНДУЮ ИГРЫ С БОЛЬШИМ ПОСОБИЕМ - Периодической системой Д.И. Менделеева. Это позволит ребенку задолго до школы привыкнуть к химической символике, приведет к освоению многих новых слов. Применение им он найдет сразу - в доме всегда имеются предметы и вещи из различных химических элементов. Как заниматься с ребенком? Надо просто постелить эту таблицу на кухне - пусть ребенок ползает по ней и задает вопросы. Не забывайте, что он к тому времени он будет уже свободно читать.  

12. К 4 ГОДАМ РЕБЕНОК БУДЕТ СПОСОБЕН И ПРОЯВИТ большую потребность сочинять, записывать или печатать сказки, рассказы.  Устно, конечно, малыш в этом возрасте может сочинять очень много. Записи сказок на магнитофонную пленку займут, - готовьтесь -  десятки кассет/.

13. НУ, А К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ помощником в ваших делах, например, учет расходов по дому, планирование сельскохозяйственных работ (например, на даче, ферме, приусадебном участке), в бизнесе: его могут очень привлечь, например, некоторые функции секретаря: поиск новых товаров по рекламе в газетах и еженедельнике "Оптовик" и т.п., отправка телефаксов, переводы корреспонденции на иностранный язык и наоборот. В это время и сочиняемые им сказки уже иные - они могут иметь познавательный характер.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...