Речевое развитие детей с ТНР через использование технологии «План – дело - анализ»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие детей с ТНР через использование
технологии «План – дело - анализ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_s_tnr_cherez_ispolzovanie.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей с ТНР через использование
технологии «План – дело - анализ»
Речь – основное средство общения между людьми. И не имеет значения, письменная это речь или устная, но речь каждого человека должна быть правильной, грамотной и понятной другим людям.
К трём годам большинство детей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем мире, получили запас знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.
Развитие речи ребёнка в три года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни дети не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
В период с трех до четырех лет детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Но в целом, речь детей-дошкольников должна быть понятна окружающим людям, отличаться выразительностью и быть лексически правильной.
К сожалению, в настоящее время все большее количество детей испытывают трудности в освоении родной речи: это трудности как фонетического характера, так и логичность речи, последовательность и четкость построения. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Среди моих воспитанников есть дети как с нарушением звуковой стороны речи, так и с серьёзными нарушениями лексики, грамматики и связной речи. Внимание детей моей группы неустойчиво, произвольное внимание развито недостаточно. Детям сложно удерживать внимание во время проведения занятий или в творческой деятельности. Поэтому возникают трудности в планировании своих действий, анализе условий и выработке способов решения поставленных задач.
Словесные инструкции воспринимаются детьми сложно, поэтому часто приходится прибегать к наглядной демонстрации последовательности действий.
В своей работе с детьми с ТНР, помимо реализации положений рабочей программы, мы используем технологию «План – дело - анализ», разработанную Л.В.Михайловой-Свирской. Эта технология заинтересовала нас тем, что даёт возможность для реализации образовательных областей интегрировано. Эта технология учитывает интересы детей, позволяет им самим выстраивать свою деятельность, учитывает интересы родителей при работе над выбранной темой.
Так как воспитанникам нашей группы требуется больше времени для усвоения знаний и реализации их на практике, то работа над темой продолжается в течение одной, реже - двух недель, в зависимости от сложности выбранной темы. Эта работа включает в себя несколько этапов.
Первый этап – утренний круг. Он проходит по понедельникам. Этот этап включает в себя приветствие, беседу о проведенных выходных, обмен новостями и неформальное общение. В нашей группе важным гостем утреннего круга является игрушечная собачка-путешественник Снупи. С помощью колокольчика Снупи оповещает детей о своём приходе и приглашает их к общению. Для детей и воспитателей оговорены несколько правил: говорит тот человек, у которого в руках находится Снупи; нельзя перебивать говорящего; нельзя осуждать или смеяться над тем, что говорят участники утреннего круга. На первых неделях апробации технологии «План – дело - анализ» детям было сложно соблюдать правила и контролировать свои эмоции. Но к концу учебного года большинство воспитанников уже проявляли усидчивость и самоконтроль во время утреннего круга.
Также на этом этапе дети в процессе общения определяют тему, над которой они хотели бы работать в течение недели. В первое время нам, педагогам, приходилось «подводить» детей к выбранной теме, так как дети не могли прийти к единому мнению. Но постепенно ребята научились договариваться, находить тему, интересную для всех. После выбора темы мы составляем модель трёх вопросов: что мы знаем? что хотим узнать? как можем узнать? И составляем паутинку видов деятельности по работе над темой. В паутинку вносим все пожелания детей и родителей в рамках изучаемой темы. Модель трёх вопросов и паутинка деятельности ярко и красочно оформляются и находятся на видном месте в группе в течение недели. По возможности, выполняются все предложенные детьми и родителями пожелания.
После выбора темы, составления модели трёх вопросов и паутинки деятельности начинается основной этап – работа по теме с учетом предложений детей и родителей. Как правило, это чтение художественных произведений, рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ или познавательно-исследовательская деятельность, беседы со взрослыми людьми, проведение экскурсий и прогулок с целью получения информации. Этот этап длится от трёх до семи дней, учитывая объём работы. Дети вовлекаются в активный поиск информации, обсуждают полученные знания, делятся опытом. Мы же, совместно с родителями, поддерживаем их инициативу и креативность, демонстрируем партнерский стиль общения, поддерживаем позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий и полученных знаний. Наша практика показывает, что в процессе такой работы воспитанники чувствуют свою значимость, осознают свою самоценность, становятся более активными в общении с одногруппниками и взрослыми. Дети не стесняются выражать свои мысли, озвучивать предположения. На данном этапе главное – не ограничивать мысли детей, выслушивать их мнение, пусть и ошибочное, и помочь найти истину. Для детей с ТНР это особенно нелегко, так как требует усилий для составления нескольких правильных по смыслу предложений. Мы, воспитатели, в свою очередь, помогаем детям правильно выстроить монолог и поддерживаем диалог с воспитанниками.
Последний этап работы над темой – заключительный. В нашей группе мы проводим его по пятницам. По сигналу колокольчика к детям в гости снова приходит путешественник Снупи. Он собирает детей в утренний круг и ребята по очереди делятся с ним полученными знаниями. Мы заметили важность этого персонажа – собачки Снупи: дети чувствуют себя более раскованно, так как общаются не со взрослым или сверстником, а с игрушкой. Они как бы рассказывают о своих достижениях Снупи, который их не перебивает и всегда готов выслушать. Воспитанники нашей группы уже осознают, что их речь не такая, как у их ровесников, поэтому им более комфортно, когда они тактильно ощущают мягкого плюшевого помощника. На этом этапе важно дать каждому ребенку высказаться, выслушать его мысли. Часто дети повторяются, сбиваются, повторяют друг за другом. Эта работа требует терпения и выдержки от педагога: важно показать, что мнение ребенка интересно, является значимым, ребенка готовы слушать.
После обсуждения результатов работы наступает самый интересный для детей момент – презентация центов активности. Детям предлагается на выбор большое количество разнообразных заданий: творческие, познавательные, задания на конструирование, экспериментирование, проявление самостоятельности. Данная смысловая часть заключается в принятии детьми самостоятельных решений. Она имеет первостепенную значимость. Дети сами выбирают виды деятельности, материал, партнеров. Всё это помогает ребятам приобретать навыки принятия решений самостоятельно, учиться принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий.
Работа в центрах активности может занимать разное время – от 20 до 50 минут в нашей группе. Здесь важно не торопить детей, а дать им насладиться процессом, удовлетворить все свои потребности в деятельности. Некоторые дети активно погружаются в деятельность, в то время как другие быстренько пробегают по каждому центру, участвуя поверхностно и не вникая в работу. Это тоже является особенностью воспитанников нашей группы, и мы относимся к этому с пониманием.
После работы в центрах активности дети снова собираются в круг на ковре и показывают друг другу и Снупи результаты своей работы. Ребята высказываются, что им понравилось, что было сложным, а что не вызвало интереса.
После этого, Снупи прощается с ребятами до следующего раза, а дети либо возвращаются в центры активности, либо меняют свою деятельность или отдыхают. Продукты своего труда ребята либо забирают домой, либо оставляют в группе на выставке.
Читателям может показаться, что технология «План - дело - анализ» очень схожа с методом проектов, и это действительно так. Для воспитанников нашей группы метод проектов не совсем подошел, так как требует поддержания интереса и внимания на более длительный срок. Для наших ребят наиболее оптимальной является работа над темой в течение недели – так дети меньше устают и реже теряют интерес к деятельности. Очень актуальным оказалось и вовлечение в работу игрушки Снупи, который появляется только на первом и последнем этапах работы. Дети знают, что Снупи всегда приносит интересные новости, свободно общается с детьми и его появление знаменует работу над чем-то новым и интересным.
Хочется отметить, что реализация технологии «План - дело - анализ» показывает, что дружеское общение взрослых и детей способствует развитию инициативности, общению, предметной деятельности, игры и экспериментирования. А, следовательно, является результативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект занимательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «План – дело – анализ» Тема: «Мы - коллекционеры»
В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и при организации их жизни, мы используем технологию «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ». Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных ...
Конспект утреннего сбора по теме «В мире доброй сказки» с использованием технологии «План-Дело-Анализ».
Конспект утреннего сбора по теме «В мире доброй сказки»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19240154","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"411...
Конспект утреннего сбора по теме «Я вырасту здоровым!» с использованием технологии «План-Дело-Анализ» в подготовительной группе
Конспект утреннего сбора по теме "Я вырасту здоровым!" с использованием технологии "План-Дело- Анализ" в подготовительной группе...
Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"
Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...
Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской
Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...
Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»
На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себ...