Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"
статья

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии

 «План-дело-анализ» Л.В. Свирской»

Начать хочется словами Василия Александровича Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка –это прежде всего – мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

К сожалению, в настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения к природным ресурсам, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды.

Однако, современное содержание воспитательно-образовательной части ФГОС ДО работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни.

Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию, которое является основой для всестороннего развития ребенка.

В дошкольной практике существует много различных форм, методов, способов и приемов взаимодействия с детьми, применяемых педагогами детских садов в процессе экологического образования и воспитания.

Мы в своей профессиональной деятельности применяем современную образовательную технологию «План-дело-анализ» Лидии Васильевны Михайловой-Свирской, которая обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности и обеспечивает детям позицию полноправных ее субъектов:

- влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта;

- роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей;

- реализация своих интересов, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности посредством самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте.

ФГОС ДО также акцентирует внимание педагогической общественности на поддержке детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста как необходимых компонентов воспитания современного ребенка и успешной реализации стандарта (пункт 1.4., 2.4.) Поэтому актуальность использования в образовательном процессе технологии «План-дело-анализ» очевидна.

В основе данной технологии лежит принцип индивидуализации, который базируется на том, что каждый ребенок уникален, не может быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей, и каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему.

На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Поэтому использование технологии «План-дело-анализ» - это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом.

Параллельно этой технологии широко применяется технология «Детский совет», которая дает возможность каждому ребенку быть соавтором коллективной жизни группы, вносить в нее то, что ему интересно в данный момент, делиться тем, чем он сам увлечен, озабочен, узнать, что думают по этому поводу его сверстники. Данная технология используется всеми педагогами дошкольного учреждения. Так как единственно верной структуры проведения детского совета нет, мы на методическом совете приняли решение, что в нашем детском саду детский совет будет иметь три направления:

– выбор темы образовательного проекта (события, акции);

– разработка плана проекта, образовательного события;

– планирование дел и действий на текущий день (тематический день).

Темы проектов обсуждаются во время детского совета, на котором могут присутствовать педагоги детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог - психолог), а также родители. В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий по «Модели трех вопросов» - Что мы уже знаем по данной теме? Что мы хотим узнать? Где мы можем узнать?

Далее идет выбор детьми центра по видам детской деятельности (рисования, экспериментирования, математики и др.) Такой подход помогает выявить инициативы и образовательные запросы детей, дает возможность понимания того, что дети знают, и что хотят узнать.

Продолжительность проекта зависит от мотивации и интереса детей. Если мы видим, что он больше не воодушевляет детей, то дети могут вынести вопрос о завершении проекта. Однако, возможно и продолжение - например, проект, вытекающий из предыдущего.

Составляется план - паутинка, календарь дел, оформляется доска задач: что мы будем делать и когда, в каких центрах активности.

 Таким образом осуществляется планирование нашей совместной деятельности на период проекта.

Для того, чтобы выбор тем совпадал с тематикой детского сада, мы используем различные приемы и способы мотивации детей к выбору темы проекта (внесение каких - либо атрибутов, игрушек, рассматривание тематических картин, проводим тематические беседы и др.).

Таким образом была выбрана тема проекта «Сделаем наш город чище». Мотивацией при выборе темы стало сотрудничество с Эколого-биологическим центром города Братска (наши воспитанники принимали активное участие в акциях и конкурсах центра: «Меньше мусора», «Сбережём ёлочку», «Большая помощь маленькому другу», «Байкал – Уникальное чудо» и т.д.) и подготовка к городскому конкурсу «Хакатон по-братски».

Мы, воспитатели, старались направить, подсказать детям, что интересного они еще могут узнать. В результате появился интерес к теме. Дети захотели узнать больше об экологии города, а главное, как её сохранить и улучшить.

Далее пошла наша работа - ДЕЛО по проекту: индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности (самостоятельная деятельность детей, с воспитателем, специалистом, с родителями). Наш проект включал разнообразные действия, которые мы обсуждали и планировали вместе. Это были экскурсии, рисование, игра, чтение художественной литературы, конструирование и другие.

В процессе реализации проекта:

 - Беседовали на темы: «Что такое природа?», «Чистый воздух в городе», «О труде людей, которые приносят пользу для природы», «Лес и наше здоровье». «Берегите лес», «Поможем природе» и т. Д.

- Смотрели мультфильмы и видеосюжеты о природе, животных, растениях.

- Совместно с родителями провели конкурс рисунков на экологическую тематику.

- Экспериментировали с водой, бумагой, песком.

- Организовали встречи с «интересными людьми» (работниками градообразующих предприятий города).

- Познакомили детей с дидактическими играми «Природа и человек», «Выбери нужное», «Когда это бывает» и т.д. 

- Читали книги о растениях и животных.

- Изучали правила поведения в парке, в лесу, на водоемах.

- Проводили экскурсии по территории детского сада в природу (экологическая тропа).

- Организовали праздники на экологическую тематику и т.д.

Родители также активно участвовали в реализации проекта. Вместе с детьми оформляли, рисовали, участвовали в экскурсиях («Ангарская деревня»), создавали макеты.

Следует отметить, что немаловажную роль в экологическом воспитании детей играет развивающая предметно-пространственная среда. В имеющийся в группе Центр познания, мы добавили макеты, тематические альбомы. Это повысило детский интерес к проводимым мероприятиям и событиям.

На итоговом детском совете наши воспитанники представили продукты своего проекта. Ими стали коллаж «Мы за чистый город», макеты очистительных сооружений будущего, лучший из которых защищали на городском конкурсе «Хакатон по-братски».

В завершении хотим отметить, детские проекты – это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Организация проектной деятельности по модели «План – дело – анализ» позволила создать условия для межличностного и познавательно-делового общения, активизировать навыки планирования и организации собственной деятельности детей. Дети научились формулировать свои суждения, аргументировано высказываться, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать, делать выбор, планировать собственную деятельность.

Новый опыт организации проектной деятельности по технологии «План - дело - анализ» также позволяет нам, педагогам, изменить формы организации образовательного процесса с детьми, включать детей в процесс планирования, когда вся деятельность основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «План – дело – анализ» Тема: «Мы - коллекционеры»

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и при организации их жизни, мы используем технологию «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ». Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных ...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

«Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий»

В данной статье рассмотрены вопросы использования  информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста....

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...

АПО РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...