Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр, пособий.
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр, пособий. Дефекты речи.
Речь занимает важное место в развитии ребёнка, так как является средством общения, выражения мыслей. В настоящее время возросло число детей с нарушением речевого развития.
Врожденная патология у детей встречается не так часто. Запаздывание речи бывает в основном по трем причинам: заболевания ушей и носоглотки, а также тяжелые длительные заболевания, которые приводят к физическому истощению ребенка; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; и наконец, недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Если раньше бабушки и дедушки, мамы и папы пели детишкам колыбельные перед сном, рассказывали сказки, читали книжки или показывали диафильмы, то сейчас все за них делает телевидение и прочая домашняя аудио- и видеотехника. Ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, он испытывает недостаток в речевом общении.
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности. Давайте рассмотрим, как посредством музыкально – дидактических игр можно развивать речь ребёнка, а также предупредить, устранить недостатки звукопроизношения. Ведь через игру любая информация воспринимается эффективнее и качественнее. Учитывая особенности детей, я систематизировала музыкальный материал и определила следующие направления:
1.Искажение речевого дыхания.
2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков–з,с,р,ш,щ и т.д.)
3.Заикание.
4.Застенчивость детей.
5.Неясная речь (шепелявость, картавость)
6.Скудный словарный запас слов.
1.Искажение речевого дыхания.
Как известно органы дыхания играют ведущую роль в пропевании, разговорной речи, поэтому необходимо закаливание, укрепление мышц носоглотки. Для профилактики и коррекции дыхания провожу дыхательные упражнения.
1 Упражнение «Вырасти хочу»
Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.
И.п. – основная стойка.
1.Поднять руки вверх, потянуться на носки (вдох)
2.Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох) Произнести «У-у-х»
2Упражнение «Часики»
Часики вперёд идут, за собою нас ведут.
И.п – основная стойка.
1.Взмах руками вперёд – тик (вдох)
2.Взмах руками назад – так (выдох)
3Упражнение «Поворот»
Вправо, влево повернёмся и друг другу улыбнёмся.
И.п. – основная стойка.
1.На поворот вправо – вдох
2.На поворот влево – выдох
( Упражнения по системе Г.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазорева, Б.Толкачёва)
2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков – з,с,р,ш,щ и т.д.)
Всё чаще детей встречаются с дефектами речи, т.е. с неправильным произношением звуков.
Для их устранения на занятиях использую музыкально-дидактические игры, попевки, для распевания отдельных звуков.
Музыкально – дидактическая игра «В лесу»
Цель: Определить по тембровой окраске животных.
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, поют о них попевки, изображают мимикой, движениями, педагог меняет картинки.
Игровой материал: Таблица – «Лес», картинки зайца, медведя, лисички т.д, кукла –Таня.
Музыкальный репертуар: «Зайка» обр. Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.
Лиса
Са-са-са – это хитрая лиса
Су-су-су - и живёт она в лесу
Сы-сы-сы - много дела у лисы
Со-со-со - она крутит колесо.
Колыбельная
Ю-ю-ю-ю-ю-ю - колыбельную пою
Ю-ю-ю-ю-ю-ю – колыбельную пою
Баюшки баю деточке пою,
Баюшки баю деточке пою.
Курочка
Курочка кудахчет – ко-ко-ко
Слышен её голос далеко
Ко-ко-ко-ко-ко…………………….
Коза
За-за-за-за - прибежала к нам коза
Зы-зы-зы-зы ой беда от той козы
Зо-зо-зо-зо и поют козлята зо
Зу-зу-зу-зу надо выручить козу.
3.Заикание
Пение-один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Для этого я использую пропевание прибауток, скороговорок, загадок, частушек, применяю музыкально – дидактические игры.
Прибаутка « Лиса по лесу бежала»
Лиса по лесу бежала, лиса хвостик потеряла,
Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.
Прибаутка «Петя – петушок»
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.
Скороговорки можно проговаривать, а можно и петь.
- У ёлки иголки колки.
- Бу–бу-бу-бу-бу-бу-бу сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебряную.
Музыкально – дидактическая игра «Имена»
Цель: учить детей изображать ритмический рисунок.
Ход игры: Ребёнок пропевает своё имя громко и чётко, одновременно отхлопывает ритм в ладоши или ударяет в бубен или другой инструмент. То же с картинками и игрушками. Муз.рук. показывает картинку, игрушку, дети пропевают слова.
Игровой материал: Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.
4.Застенчивость детей.
Для активизации детей использую на занятиях музыкально – дидактические игры с проговариванием слов.
Музыкально – дидактическая игра «Водят мыши хоровод»
Цель: учить детей держать ровный круг, выполнять движения со словами.
Игровой материал: маски кота, мышек, муз.инструмент - барабан.
Ход игры:
Кот с барабаном стоит в центре круга, «мышки» взявшись за руки водят хоровод со словами:
«В барабан ударил кот, трум – трум-трум.
Водят мыши хоровод, брум-брум-брум.
Стали мыши танцевать тир, ля-ля.
Так что начала дрожать вся земля!
Игра повторяется несколько раз.
Музыкально – дидактическая игра «Почта»
Цель: учить детей держать ровный круг, проговаривать слова, выполнять движения в кругу.
Игровой материал: атрибутика почтальона, колокольчик.
Ход игры:
«Почтальон» стоит в центре круга, звонит колокольчиком.
П-н: Динь-динь-динь.
Дети: Кто там?
П-н: Почта.
Дети: А откуда?
П-н: Из города.
Дети: А что в городе делают?
П-н: Танцуют. (поют, играют на балалайке и т.д.)
По команде «почтальона» дети выполняют разные движения.
5.Неясная речь (шепелявость, картавость)
Для исправления ряда речевых недостатков использую попевки, прибаутки, загадки, скороговорки а также пальчиковые игры и упражнения.
Тренировка тонких движений пальцев, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
(Массаж рук, пальцев, пальчики «здороваются» - прикосновение пальчиков)
Пальчиковые игры
- Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз – Егорка, Два – Егорка, Три –Егорка………..
- Этот пальчик - дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья.
6. Скудный словарный запас слов.
Для обогащения музыкального словарного запаса детей (звук, нота, тембр, динамика, настроение, темп, характер музыки) и улучшения произносительной стороны, использую прослушивание музыкальных произведений, а также музыкально – дидактические игры.
Музыкально – дидактическая игра « Кто поёт?»
Игра на развитие звуковысотного слуха
Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Муз.рук. играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную геом. фигуру.
Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.
Музыкально – дидактическа игра «Музыкальный домик»
Игра на различие тембровой окраски
Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.
Игровой материал: сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, звучание инструментов.
Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо»
Игра на различие динамики инструментов
Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.
Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.
Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.
Грамотно организованная система по развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием музыкально – дидактических игр и пособий будет способствовать повышению уровня развития речевой деятельности у детей, формированию музыкальных способностей и музыкальной культуры. Сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...
Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....
Доклад по теме самообразования: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"
Самообразование...
Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактический игры.
Методическая разрабртка предназначена для леьей старшегодошкольного возраста....