Краткосрочный проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» в младшей разновозрастной группы .
проект по развитию речи (средняя группа)

Краткосрочный проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» в младшей разновозрастной группы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Юкталинка» общеразвивающего вида п.Юктали Тындинского муниципального округа»

Краткосрочный проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» в младшей разновозрастной группы .

                                                                         Воспитатель:  Горбунова И.С.,

воспитатель 1  квалификационной  категории

                                             п. Юктали, 2024-2025 г

Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (с 10 ноября по 21 ноября 2024г.)

Участники проекта: воспитатели, дети младшей разновозрастной группы .

 родители воспитанников.

Актуальность: Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Проблема: Недостаточное развитие устной связной монологической речи детей 3-5 лет. 

Гипотеза: специально организованная театрализованная деятельность в группе, будет эффективным средством развития  связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить с видами театральной деятельности в детском саду;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

Развивающие:

- развивать артистические способности, навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях, навыки сотрудничества;

Воспитательные:

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Предполагаемый результаты:

развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости.

Формы работы:

1.Подбор упражнений и игр.

2. Чтение художественной литературы.

3. Продуктивная деятельность

4.Папка с рекомендациями для родителей по организации и проведению театрального представления.

5.Показ сказки «Теремок» детям раннего возраста

Этапы реализации проекта

Название мероприятия

Цель

I этап. Подготовительный

Воспитатель:

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка художественных произведений, мультфильмов по теме проекта;

Подборка подвижных, пальчиковых игр;

Подготовка материала для изобразительной деятельности;

Пополнение предметно-развивающей среды группы: маски-шапочки, настольная театральная ширма, наглядно-дидактическое пособие «Дети в кукольном театре».

Создать необходимые условия для знакомства детей с видами театра. Определение уровня знаний детей по теме проекта.

С родителями:

Консультация: «Играйте в театр дома»

Папка-передвижка: «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Приобщение родителей к работе над проектом.

II этап. Реализация проекта

1

Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики») и т.д.

Заинтересованность детей темой проекта.

2

Беседы с детьми «Ура! Идём в театр!», «Театральные секреты»

Расширять знания о правилах поведения в театре, о видах театра. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений, умение применять свои знания в беседе.

3

Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай и скажи, о ком я говорю».

Развивать словарный запас, мыслительную деятельность детей, умение узнавать персонажа по характерным признакам. Закреплять знания последовательности событий. 

.

4

Словесные игры «Один-много», «Я хитрая лиса», «Я грустный заяц», «Измени голос».

Обогащать словарный запас, умение образовывать существительные во множественном числе. Упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя.

5

Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка», «Нарисуй эмоцию».

Развивать умение при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа.

6

Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Ветерок»;

Подвижные игры - «У медведя во бору», «Муха- Цокотуха», «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «Мышеловка».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

7

Чтениеобсуждение и пересказ (с помощью пальчикового театра) сказок «Теремок», «Колобок».

Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

8

Загадывание загадок

Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.

9

Рисование «Мой любимый герой», «Нарисуем сказку»;

Развивать творческий потенциал детей, желание воплощать образы сказочных героев на бумаге.

10

Игра-драматизация «Теремок»

Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе, мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.

III этап. Заключительный

Оформление выставки рисунков

«Мой любимый герой»; Театрализация сказки «Теремок»; «Заюшкина игрушка» Фотоотчет «Наши театралы»

Трансляция результатов проектирования

Вывод: У детей повысился интерес и уровень знаний о театре как искусстве; умение узнавать персонажей и отношения между ними; понимание детьми сюжета; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Стали более совершенными: умение выразительно читать стихи, умение инсценировать. Более развито чувство партнерства. Использование театральной деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы»/ Под. Ред. Н. Е. Вераксы,, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

2. Додокина Н.В, ЕвдакимоваЕ.С. «Семейный театр в детском саду - Москва:

Мозаика-Синтез, 2008

3. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» М.: ВАКО,2007г.

4. Маханѐва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - Москва:

Сфера 2003

5. Щѐткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» - Москва:

Мозаика-Синтез 2008

6. Журнал «Воспитатель ДОУ» - Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. Е А Антипина, 2009г.

Приложение.

Игры, упражнения, потешки

по театрализованной деятельности

Программные задачи:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, связную образную речь.

Учить обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележку,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому,

Волченку-зубастому,

Петушку горластому

Ку-ка-ре-ку.

Игра «В огород мы пойдем»

Вот идет в огород, развеселый народ (дети идут по кругу)

Надо репку посадить, всех в округе удивить

Мы лопату все возьмем, грядки вскапывать начнем (копают землю)

Дружно все копаем, репку мы сажаем (присесть и положить зерно в землю)

Не успели посадить, надо репочку полить

В руки лейки взяли, репку поливали (поливают репку)

Солнышко припекай (руки вверх и покачать ими над головой)

Нашу репку согревай (опустить руки и показать на репку)

Репка вырастет большой (показать большую репку)

Будем кушать мы с тобой (дети гладят себя по животу)

Игра- драматизация «Кошки – мышки!»

Эта ручка – Мышка,

Эта ручка – Кошка,

«В кошки – мышки поиграть,

Можем мы немножко».

Мышка лапками скребёт,

Мышка корочку грызёт.

Кошка это слышит

И крадётся к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка всё сидит и ждёт,

«Что же Мышка не идёт?»

Игра: «Отгадай настроение».

Цель: Совершенствовать умение изображать эмоции радости, грусти, страха, злости.

Игра: «Скажи о друге ласково».

Цель: Упражнять детей в проговаривании фраз и слов с различной интонацией.

Игра с пальчиками: «Дружная семья».

Цель: Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

«Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

«Муха- Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре- ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

«Муха, Муха- Цокотуха

Позолоченное брюхо

В гости мы к тебе идем

Кого хочешь, приведем?

Может пчелок полосатых?

Или гусениц мохнатых?

Кровопийцев- комаров?

Или толстых червяков?»

Ребенок в центре (Муха- Цокотуха) выбирает.

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц- идут мелкими шагами;

если комариков- летят, произнося «з-з-з»;

если червяков- идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.

Загадки

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла - чудеса

Где ты, рыжая …

(лиса)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки

Выпуклые глазки

И кривые лапки

Только где же ушки

Кто это? …

(лягушка)

Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко

Хлопает крыльями громко-громко

Курочек верный пастух

Как зовут его?…

(петух)

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну, конечно, это ….

(еж)

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый …

(волк)

Кто большой и косолапый

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость - и реветь

Как зовут его? …

(медведь)

Комплексыутренней гимнастики

Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк) Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет (делаем соответственныедей- ствия)

Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что под- метаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять Хомка сильным хочет стать (показываем сильный)

Папка-передвижка

«Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.

Сегодня все мамы и папы должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребенка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению между сверстниками. Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают  развивать кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир.  Домашний театр считается популярной формой семейного досуга. Домашние представления способствуют ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом. Игра в пальчиковый театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены вашей семьи. Совместное творчество поможет вам не только развивать фантазию ваших детей, но и даст возможность лучше узнатьдругдруга.
Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.

Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.

Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например: на указательном пальце – «шапочка» - персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».

Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться, играя, а играя познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый театр. Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью

«Играйте в театр дома»

Консультация для родителей.

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр.

Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно.

Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления

Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Театр двух кукол.

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!

Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева.

Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком

устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и

разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.

К театру, доступному в домашних условиях относятся: театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п. сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т.п.), а одежда (как правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.

ТЕАТР НА СТОЛЕ

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках.

Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками.

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть. Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.

В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...

Паспорт проекта «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».

Актуальность     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родин...

Проект "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Тип проекта: ролево-игровойПродолжительность: краткосрочныйс 15.02.2021г. по 22.02.2021г.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.Актуальность: Ранний возр...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» (группа раннего возраста)

Цель проекта: способствовать развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи проекта:-Способствовать формированию устойчивого интереса детей к художественной литера...