Технологическая карта
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валентина Викторовна Ровенских

Тема: Рассказ по картинке «Зайцы»

Возрастная группа: старшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картинке «Зайцы»

Возрастная группа: старшая

Форма организации: подгрупповая

УМК: Инновационная программа ФОП ДО

Средства: -

Оборудование: картинный материал «Зайцы», игрушка - заяц, коврики «травка» по количеству детей,мнемотаблица

Цель: учить детей с помощью раздаточных картинок и основы-матрицы самостоятельно создавать  картину и составлять по ней рассказ.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, обогащать и активизировать словарь;
  • Развивающие: развивать логическое образное мышление, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
  • Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения.

Цель для детей:

Задачи для детей: создавать самостоятельно  картину и составлять по ней рассказ.

Образовательные: составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану

Развивающие: уметь формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

 Воспитывающие:  уметь слушать друг друга, не перебивать.

Ход занятия

Этапы деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Методы, приемы

Формы, виды деятельности

Планируемый результат

l. Вводная часть

Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие по развитию речи.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и подарим друг другу улыбку и пожелаем всем хорошего настроения.

- Здравствуйте. Дети повторяют за действиями воспитателя.

Словесный

Рассказ педагога, Упражнение

Фронтальная

Двигательная, коммуникативная

Получение детьми положительного настроя.

Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели НОД)

- Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся…( -Заяц)

Правильно, сегодня в гости к нам пришёл зайчик.

-Посмотрите ребята, наш зайчик большой или маленький?

- Ребята, что мы можем сказать про зайку, какой он?

А, почему вы так решили (дети трогают зайчика и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха). - Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки?

- Какого он цвета?

- Какой у зайчика хвостик и лапки?

А ещё у нашего зайчика длинные ушки, аккуратные, а ресницы чёрные и длинные.

Молодцы! А как мы назовём нашего зайца?

Слушают.

-маленький

-гладкий

-голубые

-белового

- Лапки мягкие, а хвостик маленький, похож на капельку.

-Беляк

Словесный.

Проблемная ситуация

Фронтальная

Дети настроены на деятельность, заинтересованы в ней

ll. Основная часть

Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД)

- Ребята, а теперь давайте посмотрите, пожалуйста, на картину. Что изображено на картине? (Контролировать полный ответ: «На картине изображено…»)

 - Где зайцы находятся?

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так думаете? А ты как думаешь?

 - Сколько зайцев изображено?

-Посмотрите внимательно на зайцев и скажите, какие они?

-Какие хвост, уши, нос, лапы?

-Какого цвета мех?

-Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти зайца?

-Зачем зайцы сюда прискакали?

-на картине изображены зайцы

- В лесу. На опушке. На поляне

-зима

- Кругом снег. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.

-3

Словесный

Беседа

Фронтальная

коммуникативная

Дети вспомнили, имеющиеся знания об осени.

Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин)

Далее воспитатель предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке».А сейчас я предлагаю нам рассмотреть мнемотаблицу ,с помощью которой мы будем составлять рассказ

1 картинка-кто ?

2 картинка-куда?

3 картинка-какой?(указать размер зайца ,его описание)

4 картинка - фон (что изображено на заднем плане)

5 картинка - что заяц увидел?

6 картинка -кого он встретил?

- Как выглядят зимний лес, и полянка?

-Воспитатель просит ребёнка рассказать о лесной поляне.

Воспитатель: - Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. – Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли? Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго и третьего зверька.) Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончилась?

Физминутка

Мишка лапки подними

Мишка лапки отпусти

Мишка мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри

123, 123

«Зайцы», «На лесной полянке».

-Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.

-… (Дети рассказывают о появлении второго и третьего зверька.)

Словесный

рассказ

Групповая, коммуникативная

Дети поняли цель занятия

Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи)

-Я предлагаю вам послушать какой рассказ составила я: «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носик небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькие елочки почти не видно – далеко они, словно утонули в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!». Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гости! Еще два зайки! Насторожились зайчики, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

-А теперь предлагаю вам немножко подумайте и расскажите свой интересный и подробный рассказ по этой картине. Не забудьте сказать про время года, описать зайцев и полянку, и рассказать, что же здесь происходит. Все слова, которые мы с вами вспомнили, вы можете использовать в своём рассказе.

Словесный

Беседа

Наглядный

Демонстрация

Групповая, коммуникативная, двигательная, познавательная

Дети отвечают на вопросы.

Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе)

Дети рассказывают рассказ по мнемотаблице

- Молодцы, дети. Какие прекрасные рассказы у вас получились!

А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови семью»

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).

Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).

Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

-Молодцы, ребята!

 Играют в игру

Словесный, практический

Сочинение рассказа

Индивидуальная, групповая

коммуникативная

Дети умеют сочинять рассказ, проявляют  собственную фантазию

lll. Заключительная часть

Итог занятия (систематизация знаний)

Что мы сегодня делали?

Как называлась картинка?

Что вы запомнили больше всего?

Что вам понравилось? Почему?

Трудно было составлять рассказ?

Составляли рассказ по картинке

Зайцы

Словесный

вопросы

Групповая

коммуникативная

Дети могут ответить на итоговые вопросы

Рефлексия

- А сейчас я вам предлагаю подойти к столу и взять карточки, солнышко приклеить где всё получилось и понравилось, а тучку приклеить где были какие-то сложности.

Дети берут картинки и клеят солнышко на тот момент занятия который им понравился и получился, а тучку где что-то не получилось

Практический

Индивидуальная

Коммуникативная

Дети могут оценить занятие и свою работу на нем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...