«Подводный мир» Работа со студентом Алена Николаевна
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Цель: совершенствование диалогической и монологической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.

Задачи: 

Обучающие:

закреплять умение образовывать притяжательныеимена прилагательные от имен существительных.

- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Развивающие:

развивать познавательную деятельность, воображение, память, восприятие, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Материалы и оборудование для педагога:интерактивная доска, мультимедийная презентация«Жители моря и океана», ноутбук, глобус, картинки обитателей морязапись звуков моря.

Материалы и оборудование для воспитанников:картинки с изображением морских обитателей, ключи.

Виды детской деятельностирассматривание фотографий и составление рассказов по ним, игровая, коммуникативная.

Методы и приёмы:

Информационно – рецептивный: просмотр презентации «Жители моря и океана», беседа по слайдам, рассматривание фотографий рыб.

Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (рассказ по изображениям по образцу).

Проблемный: постановка проблемы (помощь Русалке) и поиск её решения;

Игровой: использование игры «Вопросы-ответы» для помощи Русалкеотгадывание загадок на тему.

Частично – поисковый: решение проблемных задач в ходе деятельности (помощь Русалке).

Активизация словаря: глобус, разноцветный, голубой, море, океан, лодка, катер, корабль, пароход, яхта, батискаф, капитан, матрос, «тельняшки», акула, медуза, кит, камбала, рыба, рыба-клоун, жабры, брюшко, плавники, кости, чешуя, икринки, туловище, глаза, хвост, голова, акваланг, водолазный костюм, морской конек, кальмар, рыба-шар, краб, черепаха.

Ход занятия:

1. Вводно-организационный этап:

 

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

 

- А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: Это глобус.

 

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

 

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

 

Воспитатель: Что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Голубым цветом на глобусе обозначены моря и океаны.

 

Воспитатель: Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

 

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

 

Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

 

Мы сейчас подышим им

Воздух мы сейчас вдохнем

Дышим носом, а не ртом

Плечи мы не поднимаем

Животом мы помогаем. (3-4раза)

 

2. Мотивационно-побудительный этап:

 

Пока мы с Вами дышали морским воздухом, к нам попал интересный морской предмет. Вот он – посмотрите. Это бутылка, а в ней лежит какое-то письмо. Давайте его прочитаем

 

«Ребята! Мне нужна Ваша помощь. Злая колдунья обманом заманила меня и всех обитателей морей и океанов, всех моих друзей, заперла нас всех в своем замке. Колдовство ее очень сильное, мне одной не справиться. Прошу Вас приплыть ко мне и помочь освободить меня и моих друзей. Вас будут провожать ко мне разные морские обитатели, помогайте им и соберите волшебные ключи, тогда я и все обитатели будут спасены. Жду Вас. Русалочка»

 

3. Информационно-аналитический этап:

 

Воспитатель: Что же нам делать, ребята?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: На чем мы можем отправиться выручать Русалочку и морских обитателей?

Дети: на лодке, катере, корабле, пароходе, яхте

Воспитатель: Все это правильно. Нам надо не просто плыть по морю, а попасть в его морские глубины. В этом нам поможет волшебный батискаф. Кто самый главный в морском путешествии?

Дети: Капитан.

Воспитатель: совершенно верно! Капитану нужна команда из ловких, смелых и отважных, а главное храбрых и эрудированных матросов

 

Превратимся в матросов.

 

Нет тельняшки без полос, кто в тельняшке, тот (матрос)

 

Дети выполняют упражнение – массаж «Тельняшки» Разбиваются произвольно на пары и слева – направо рисуют тельняшки друг другу.

Воспитатель: капитан есть, матросы готовы, пора отчаливать! Прошу всех занять места в батискафе. Мы спускаемся в морские глубины на волшебном батискафе, чтобы помочь Русалочке.

 

4. Практический этап:

 

А вот и первое задание.

Доскажи словечко?

 

Зубастая улыбка, а на спине плавник,

Увидишь эту рыбку – спасайся в тот же миг!

(Акула)

 

Белоснежный парашют волны к берегу несут.

(Медуза)

 

Чудо-юдо великан на спине везет фонтан.

(Кит)

 

Блинчик плавает живой, он с хвостом и с головой.

(Камбала)

 

В воде она живет

Нет клюва, а клюет.

(Рыба)

 

Воспитатель: Мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт рыбка. (Показ картинки рыбы-клоун). Кто же это? (рыба -клоун).

 

А поможет нам составить рассказ про рыбу -клоун схема

 

Дети по желанию составляют рассказ.

 

- Молодец! Очень интересно! (Получают ключ)

 

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. 

 

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

 

Мигом жертву заглотнула ненасытная…

 

(Показ картинки акулы). Да это же. (акула).  Ребенок рассказывает по схеме.

 

Воспитатель: – Молодец!  (получают ключ)

 

- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

 

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

 

Воспитатель: Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

 

Дети: Рыба.

 

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой. Дети получают картинки с изображением морских обитателей и говорят чистоговорки.

Примеры чистоговорок:

Ит-ит-ит- из глубин всплывает кит

Фин-фин-фин- любит поиграть дельфин

Улы – улыулы- берегитесь вы акулы

Ахаахааха – прячется в панцирь черепаха

Ататат – ударить током может скат

Нёк –нёкнёк – прячется в водорослях морской конёк

За – за – за – ужалила больно медуза

Ап – ап – ап – клешнями размахивает краб

Ки- кики – есть у рыб всех плавники (получают ключ)

 

Игра «Вопросы - ответы»

 

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

- Чья голова? (Это рыбья голова).

- Чей хвост? (Это рыбий хвост).

- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).

- Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).

- Чьи кости? (Это рыбьи кости).

- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).

- Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

- Чьё туловище? (Это рыбье туловище).

- Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

 

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать.(получают ключ)

 

Воспитатель: - Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

 

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

 

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

 

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

 

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из батискафа. Как здесь красиво.

 

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

 

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук).

 

Смотрите здесь на камнях, что-то было написано. Но слова «размыло   морской   водой» и остались только слоги.  Дети собирают из слогов слова. Черепаха, медуза, акула, рыба, краб. 

 

5. Рефлексивно-оценочный этап:

 

Воспитатель: матросы! Вы успешно преодолели все препятствия и справились со всеми заданиями и вопросами. Вот мы приплыли к дворцу Русалочки. Мы собрали   все волшебные ключи, чтобы освободить Русалочку и ее друзей – морских обитателей

 

Русалочка: Спасибо Вам, ребята! Вы смогли преодолеть колдовство, все задания выполнили и помогли мне и моим друзьям. У меня для вас есть подарки – волшебные ракушки (медальки) на память о путешествии.

 

Воспитатель: Ребята! Пора возвращаться на батискаф и плыть назад в детских сад. Всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

 

1 -2 - 3 – все замрём!

 

В детский сад мы попадём!

 

Наше путешествие подошло к концу. 

 

- Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы все молодцы.

 

Любите дети природу:

 

Реки, озёра, моря,

 

О ней проявляйте заботу -

 

Будут тогда чудеса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со студентами Игримского профессионального колледжа

В своей работе особое внимание уделяю взаимодействию с социальными партнерами....

Работа со студентами 28.11.2019 г. Конспект.

Конспект проведения "Ярмарки Мастеров" совместно со студентами....

Работа со студентами 27.11.19 г. Консультация

Консультация о проведении мастер-классов с родителями и детьми....

Работа со студентами ВГПГК 06.03.2019 г.

Арт-терапевтическое направлени теоретической и практической части выступления. МК по изготовлению кукол для игр на скорую руку из разных пластических материало, а также из пряжи, бросового и природног...