Работа со студентами ВГПГК 06.03.2019 г.
учебно-методический материал
Арт-терапевтическое направлени теоретической и практической части выступления. МК по изготовлению кукол для игр на скорую руку из разных пластических материало, а также из пряжи, бросового и природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_vgpgk_06.03.2019.docx | 57.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапевтические направления воздействия на психологическое состояние детей. Технология изготовления театральных кукол «на скорую руку» с детьми дошкольного возраста для дальнейшего использования в Арт-терапии».Алахвердиева Е.М., 06.03.2019 г.
Мастер-класс
Алахвердиевой Елены Михайловны, педагога дополнительного образования в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 138»,
Воронежский государственный промышленно - гуманитарный колледж
06.03.2019 г.
Тема: «Арт-терапевтические направления воздействия на психологическое состояние детей. Технология изготовления театральных кукол «на скорую руку» с детьми дошкольного возраста для дальнейшего использования в Арт-терапии».
Цель:
Знакомство слушателей мастер-класса с направлениями и приёмами арт-терапевтической деятельностью с дошкольниками и технологией изготовления театральных кукол.
Задачи:
- Дать теоретический анализ арт-терапевтической деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Познакомить с интегрированным подходом работы с детьми через кукло-терапию, сказко-терапию, театрализацию.
- Овладеть практическими навыками изготовления театральных кукол «на скорую руку».
- Предоставить слушателям возможность театрализованной импровизации с только, что созданными куклами (детские фобии, проблемы взаимоотношений, исправление поведенческих расстройств у детей и т.д.)
Ход выступления
Часть 1. Теоретическая.
Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия. Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг, отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией.
Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введён художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.
Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Арт-терапевтические занятия:
- придают сил,
- уверенности,
- могут помочь найти выход из тупиковой ситуации.
- Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.
Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии (Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игро-терапия, маско-терапия, песочная терапия, цвето-терапия, создание кукол, фото-терапия, музыко-терапия и т.д.)
Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.
Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.
Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоциии чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.
Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психо-терапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.
Направления арт-терапии
Существуют два направления арт-терапии по способу использования произведений искусства и творческих продуктов.
1) Использование готовых произведений: картин, фотографий, скульптуры, музыки, поэзии. Это произведения мастеров изобразительного искусства и музыкального творчества, выражающие сложность и динамичность переживаний. При их использовании снижается беспокойство клиентов, связанное с отсутствием умений рисовать, писать музыку, стихи.
2) Использование самостоятельного творчества. Клиенты в творческом процессе сами создают уникальные и оригинальные работы: рисунки, коллажи, маски, синквейны, мелодии.
В зависимости от того, какие виды искусства и средства творческого самовыражения использованы, различают изо-терапию, глино-терапию, кукло-терапию, библио-терапию, музыко-терапию и др. Так, создание рисунков относится к изо-терапии, изготовление куклы и работа с ней - к кукло-терпии.
Уровни применения арт-терапии
К арт-терапии в настоящее время обращаются многие психологи и педагоги. Здесь важно понимать и распознавать самому специалисту и клиенту на каком уровне осуществляется работа.
1) Арт-терапия как профессия. В этом случает специалист может говорить о себе, что он - арт-терапевт. Чтобы работать на этом уровне, необходимо дополнительное образование на базе уже существующего психологического, педагогического, медицинского, которое продолжается не менее, чем два года. Такое образование включает теоретический курс, личную и групповую психо-терапию, супервизию и завершается защитой выпускной работы или сертификацией.
2) Использование методов арт-терапии. В этом случае специалист не может говорить о себе, что он арт-терапевт. Он может иметь образование и работать в рамках других направлений, например, юнгианский анализ, гештальт-терапия и использовать отдельные методы арт-терапии, например, проективный рисунок, скульптурное моделирование.
3) Использование техник арт-терапии. В этом случае специалист часто имеет базовое психологическое образование или прошёл обучение на курсах повышения квалификации в области арт-терапии и использует в своей работе конкретные приёмы, техники арт-терапии, например, "Мой герб" или "Метафорический автопортрет".
Цель и задачи арт-терапии
Цель арт-терапии состоит в восстановлении и гармонизации психического состояния человека, формировании у него способности находить оптимальные для него способы поведения.
Задачи, которые позволяет решать работа в этом направлении:
1) сфокусировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах,
2) создать наилучшие для него условия, способствующие осознанию, проговариванию тех представлений, мыслей и чувств, которые он привык подавлять,
3) помочь найти социально приемлемый способ выражения как позитивных, так и негативных чувств.
Характерные особенности арт-терапии
Арт-терапевтический процесс характеризуется рядом особенностей, отличающих его от других направлений психотерапии и связанных с тем, что отношения клиента, участников группы и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности человека.
Триадичность – наличие триады «клиент (группа) – продукт творческой деятельности – терапевт». Клиент (взрослый или ребенок) создаёт творческий продукт (рисунок, скульптуру, стихотворение), рассказывает о нем группе или специалисту, получает от них отклик. Таким образом, рисунок, скульптура, стихотворение, сказка становятся участниками процесса общения.
Экспрессивность – выражение себя в своей творческой работе и ее результате через визуальные, пластические, аудиальные средства.
Метафоричность – выражение своего мировоззрения, переживаний через художественный образ.
Креативность (творческость) – создание своего неповторимого, уникального, нового творческого произведения.
Экологичность - специально организованный творческий процесс позволяет выразить с помощью использования изобразительных материалов, музыкальных звуков и прожить сложные переживания.
Научение - при создании своего творческого продукта человек приобретает опыт самоощущения, самопознания, самовыражения в творческой деятельности, а при восприятии произведений искусства получает представление о мировосприятии, ценностях, переживаниях, жизненном опыте их авторов.
Ресурсность - создание рисунка, скульптуры из пластилина, слушание и сочинение сказок, музыки актуализируют и развивают способность быть спонтанным, экспериментировать, позволяет осознавать и выражать свою неповторимость.
Материализация – результат творческой деятельности выражает представления, переживания его автора. Когда внутреннее знание о себе и мире, эмоции, ощущения, опыт находит выражение в рисунке, коллаже, сказке, их можно рассматривать, исследовать, изменять.
Психотерапевтические отношения в арт-терапии
Психотерапевтические отношения - основной и важный фактор психотерапевтического воздействия. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста. Кроме этого, специалист выступает как посредник в "диалоге" клиента со своей творческой работой.
Вступая во взаимодействие с клиентом, он
1. Создаёт атмосферу безопасности и терпимости, необходимую для свободного выражения клиентом содержания своего внутреннего мира.
2. Структурирует и организует деятельность клиента. Специалист предоставляет необходимые материалы и инструменты, обучает способам работы, разъясняет ее правила, фокусирует внимание клиента на изобразительном продукте.
3. Устанавливает с клиентом эмоциональный резонанс (раппорт), необходимый для взаимного обмена чувствами, образами и идеями.
4. Оказывает клиенту эмоциональную поддержку, помогает выразить ему свои чувства и мысли, осознать содержание изобразительной продукции, и ее связи с особенностями его личности, отношениями, проблемой.
Основные механизмы арт-терапевтического процесса
Знание механизмов арт-терапевтического процесса - это ответ на вопрос о том, каким образом, за счёт чего происходит изменение состояния клиента.
Творческое самовыражение заключается в создании клиентом, участниками группы уникальных, неповторимых работ: рисунков, скульптур, аппликаций, коллажей, сочинения и разыгрывания историй.
Проекция проявляется в том, что человек переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрываемые потребности, переживания, представления.
Сублимация – выражение потребностей, эмоций в социально-приемлемой форме.
Объективация - изображение и проговаривание вслух своих переживаний после выполнения каждого упражнения.
Рефлексия представляет собой осознание человеком своих потребностей, переживаний, представлений о себе, людях, мире и того, как его воспринимают окружающие, в том числе участники группы.
Интегрированный подход работы с детьми через арт-терапевтические направления.
Сказко-терапия, куклотерапия, театрализация – это самые популярные направления работы с детьми среди педагогов, психологов, продвинутых родителей.
Сказко-терапия мягко и главное не заметно для ребёнка донесёт до его сознания нужную на данный момент информацию.
В детстве, человек особенно открыт к восприятию сказочных историй, он живёт ими. Ребёнок постоянно олицетворяет себя с тем или иным персонажем и этим фактором не грех воспользоваться взрослому человеку.
Целью метода воздействия на ребёнка сказко-терапией могут стать диагностика – получение информации уже от самого ребёнка, о его психо-физическом состоянии. Сказко-терапия прогнозирует дальнейшее развитие ситуации, в которую попал ребёнок, какие решения он примет и как все это повлияет на его характер и судьбу.
Сказко-терапия поможет взрослому реализовать коррекцию поведенческих проявлений ребёнка, или группы детей, поможет справиться с детскими фобиями. Через сказку ребёнок с лёгкостью усвоит материал познавательного характера, запомнит стихотворение или объёмный текст.
Разыгрывая сказку народную, авторскую, специально созданную психологами, или собственного сочинения, ребёнок учится правильно и эмоционально ярко говорить, строить монологи и диалоги у него развивается фонематический слух.
В сказко-терапии уместно использовать элементы кукло-терапии и кукло-творчества. Разыгрывание сказки с куклами собственного изготовления для ребёнка имеет особый смысл. Кукла в таком случае не просто объект для игры, и даже не частичка души ребёнка, а это продолжения его «Я» - это он сам. Все что происходит с куклой, происходит с ним.
Сказко-терапия помогает снять с детей состояние тревожности, эмоциональное и мышечное напряжение, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.
Прочтение или сочинение сказки на насущную тематику, создание куклы, оживление куклы через театрализацию - все это поможет взрослому создать психологически благоприятные условия для жизни каждого ребёнка в ДОУ. Поможет развить творческий потенциал детей с учётом индивидуальных особенностей развития и решить следующие задачи:
- Совершенствование высших психических функций. (Осмысленное и структурное восприятие; произвольное внимание, логическая память; словесное и абстрактное мышление);
- Развитие коммуникативной компетентности и социализации (Уровень социализации личности ребёнка показывают уже усвоенные коммуникативные навыки);
- Формирование основ эмоционального интеллекта (Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта);
- Решение актуальных психологических проблем через драматизацию;
- Реализация самостоятельной проектно-творческой деятельности детей.
Сказко-терапия для детей помогает:
- усвоить опыт поколений;
- побороть страхи;
- уменьшить агрессию;
- скорректировать жадность, сквернословие и другие проблемы поведения;
- повысить самооценку.
Кроме того, помогает понять сложные для малыша вещи (любовь, жизнь, развод родителей).
Виды сказок в сказко-терапии
Суть работы состоит в следующем: специалист в соответствии с проблемой подбирает сказки, а после прочтения задаёт вопросы и обсуждает прочитанное. Бывает, что сказку сочиняет сам ребёнок.
Для разных случаев используются разные виды сказок.
- Дидактические. Часто используются в познавательных телепрограммах для детей, а также на занятиях в начальной школе и детских садах. Суть этих сказок в том, чтобы в волшебной «обёртке» донести конкретные знания (изучение букв, счёта, видов животных).
- Фольклорные. Эти сказки несут базовые ценности (через понятия о добре, зле, силе характера и т.п.). Бытовые фольклорные сказки помогают в формировании семейных ценностей и используются на практике семейными психологами. А страшные фольклорные сказки помогают детям сбросить нервное напряжение.
- Авторские. К авторским сказкам у специалистов двоякое отношение. С одной стороны, они прекрасно помогают осознать проблему. Но с другой, способны перенести в сознание человека негативную модель поведения. Например, оторванность от реальности из «Алисы», пожизненное ожидание принца из «Золушки», комплекс «жертвы» из «Русалочки».
- Психо-коррекционные. Помогают корректировать поведение и черты характера детей. Обычно подбираются специалистом. Впрочем, зная проблему в лицо, такую сказку нетрудно придумать самому. Главное, чтобы ребёнок ощутил сходство между собой и сказочным героем. Воспринимая в интересной форме проблему и её решение, ребёнок неосознанно воспользуется подобным решением в реальной жизни. С помощью таких сказок можно побороть страх темноты или, например, приучить малыша чистить зубы и меньше капризничать.
- Психо-терапевтические. Эти сказки во многом похожи на психо-коррекционные, но обычно, более философские и часто рассчитаны на взрослую аудиторию. Часто раскрывают темы жизни, смерти, выбора, поиска внутреннего «Я». Существуют готовые сборники подобных сказок для прочтения и обсуждения. Не менее эффективны сочинённые пациентом истории с нарисованными к ним иллюстрациями.
- Медитативные. В них нет отрицательных персонажей и враждебных ситуаций. Носят антистрессовый характер и помогают формировать идеальные модели поведения. Эти сказки невероятно образные и дарят океан тёплых, красочных эмоций.
Чтобы решить психологическую проблему прибегая к арт-терапевтическому методу, через сказку, куклу, театрализацию, по усмотрению взрослого, разыгрывается сказка индивидуально с ребёнком или группой детей.
Пример использования симбиоза сказко-терапии и кукло-терапиии на рядовом занятии по лепке.
В группе есть очень тревожный ребёнок, подверженный различным фобическим расстройствам. Из дня в день, на своих занятиях я наблюдала его безучастное отношение ко всему происходящему. Казалось бы, что никакая сила не способна его замотивировать к познавательной активности. Но однажды, произошла такая ситуация. На занятии по лепке, посвящённом изготовлению тростевой куклы, я объясняла методику изготовления самой куклы с использованием пластилина и бросового материала. Кирилл стоял в стороне от детей с комком пластилина и что-то бубнил себе под нос. Дети внимательно слушали этапы изготовления куклы. Кирилл стоял спиной к детям и не принимал участие в общем диалоге. На заключительном этапе занятия дети с гордостью начали демонстрировать свои хорошенькие модели тростевых кукол - лисичек, волков, поросят, котят. Кто-то уже торопился отнести своё творчество на выставку, а кто-то стал разыгрывать свой спектакль. Дети собирались в микро группы, начинали вместе сочинять свои сказочные ситуации с вылепленными персонажами.
- Ой, что это?» - крикнул кто-то из детей, указав на его неоформленный комок пластилина. - У меня – Кирилл повернул свою поделку группе, У меня Балабок !
Кто-кто девочек захихикал.
- Да, Балобок – знакомьтесь! И живет он на планете Выдумляндия.
Дети замерли. Проскользнул интерес и участие.
- Ему 115 лет. Он любит солёных карасей и много балуется.
- А это что у него?
- А это у него к чему?
- А это зачем?
- А как он умеет разговаривать?
Вопросы посыпались со всех сторон. С лица Кирилла не сходила счастливая улыбка. Он сел в центр за стол и начал выдумывать. Так продолжалось, ещё какое то количество времени. Я позволила Кириллу отнести свою поделку на выставку лучших работ детского сада и подписала этикетку с вымышленным именем автора. С тех пор у Кирилла родился неугасаемый интерес к моим занятиям. Он сидел, слушал внимательно. Помогал другим детям с творческим процессом работы с разными пластическими материалами. На других занятиях, со слов воспитателей, Кирилла стали хвалить. Так я своими глазами увидела рождение познавательного интереса у дошкольника, благодаря, использованию интегрированных методов сказко-терапии и кукло-терапии.
Таким образом, методы кукло-терапии и сказко-терапии, позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и решить большинство психологических проблем. Кукла в данном методе выступает посредником между ребёнком и корректирующим взрослым. Использование кукол в общении с ребёнком – путь творческий и непредсказуемый. Все будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.
Симбиоз кукло-терапии и сказко-терапии помогает создать детям свой кукольный театр, в котором они и режиссёры, и артисты и кукловоды, и благодарные зрители, и, конечно же, мастера по куклам.
Необходимо знать, что методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует взрослый.
Например, куклы-марионетки. Они сделаны из нескольких частей, их можно подвесить на ниточки. Марионетки умеют шевелить руками и ногами. Они мобильны, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
Перчаточные куклы надеваются на руку ребёнка и тем самым становятся частью кукловода.
Пальчиковые куклы. Самые простые куклы. Их можно изготовлять из глины, пластилина, фольги, солёного теста, картона.
Экспресс-куклы. Это шарик от пинг-понга с нарисованным лицом с мимикой. Желательно иметь целый ассортимент кукол с разными выражениями лица – для любого настроения.
Плоскостные куклы просты в исполнении, но востребованы детьми в игре со сказкой.
Теневые куклы. Они сложны в управлении, но зато создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.
Детям необходимо напомнить, что кукла не должна быть красивой, качественной. Любой результат будет прекрасен. Эта кукла для ребёнка по любому будет единственной и неповторимой. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов.
Куклотерапия: взаимодействие с куклой
Сессии проходят индивидуально или в группах в зависимости от целей консультирования. Взаимодействие с куклой происходит различными способами:
- Игра с куклой
В игре дети выражают даже скрытые эмоции, примеряют на себя поведенческие модели. Чтобы понять внутренний мир крохи, можно играть с ним в игры на любые темы. Есть игры, раскрывающие стремления («Когда я вырасту») или выявляющие фобии («Однажды куколка очень испугалась»).
Пример диагностической игры «Знакомство с куклой».
Взрослый берёт куклу и начинает игру со слов: «В одном королевстве жил-был человек, очень похожий на меня». И в игровой форме рассказывает что-нибудь об этом человеке (о себе). Когда придёт очередь игрового рассказа малыша, важно внимательно слушать и подыгрывать ему. Если окрас рассказа грустный, безрадостный, то есть повод поискать причину или проконсультироваться с психологом.
Простое наблюдение за играми тоже информирует о проблемах ребёнка. Так, если у куклы нет имени или имя её несёт негативный окрас (дурёха, страшила), то стоит задуматься о психологической обстановке в семье. Как и в случае агрессивного, драчливого поведения кукол в играх.
- Создание куклы
Это не только самовыражение, но и своего рода медитация. Уходит тревожность, развивается моторика, творческое мышление. А цвета, которые малыш будет использовать в декоре кукол, расскажут о его внутреннем состоянии. Определившись с материалом и видом куклы (пальчиковая, перчаточная, марионетка и т.д.), можно выбрать тему и вместе с ребёнком приступить к созданию. Важно не ругать малыша, если его кукла получается неаккуратной. Ведь смысл кукло-терапии не в безупречности кукол, а в процессе создания и дальнейшей игры.
Самодельные куклы воспринимаются детьми эмоционально ближе и ярче выражают эмоции в играх или кукольных пьесах.
- Кукольный театр
Веками кукольные театры завораживали юных зрителей. В их представлениях передавались легенды о храбрецах и колдунах, истории о людских пороках. Но чем он полезен в психотерапии? Кукольный театр – это, по сути, проигрывание жизненных сценариев, характеров, поведения. Проживая с куклой различные сценки, ребёнок больше узнаёт об обществе и формирует собственное мнение. Поэтому кукольный театр очень полезен детям с проблемами социализации.
Популярны и ситуационные кукольные сценки для коррекции поведения детей. Например, «Жадная лошадка», «Не стану убирать игрушки» и т.п. Весело проиграв ситуацию, дети усваивают верную модель поведения, заложенную в идее произведения.
Меняются люди – меняются куклы. Но во все времена куклы остаются интересными, полезными, близкими. Кукло-терапия лишь умело использует их таинственное влияние на наши умы и сердца.
Часть 2. Практическая часть.
- Слушатели создают кукол из бросового, пластического материала и ткани:
- Пальчиковую куклу слушатели лепят из пластического материала;
- Изготовление Тростевой куклы из ткани и палочек;
- Верчение куклы из пряжи: «Мартенички на ниточке»;
- Куклу фантазию слушатели создают из заготовок из солёного теста и пряжи с дальнейшей росписью.
- Слушатели разыгрывают сценки психолого-педагогических ситуаций, часто встречающихся в работе педагога с детьми дошкольного возраста с использованием рукотворных кукол.
Часть 3. Круглый стол.
Обсуждение предоставленного теоретического материала и практических ситуаций. Слушатели формулируют и разбирают проблемные задачи воспитания, развития, образования малышей.
Источники информации:
https://samopoznanie.ru/schools/art-terapiya/#ixzz5hJTw9xnd
https://www.b17.ru/article/67453/
http://healingarts.ru/skazkoterapiya/
http://healingarts.ru/category/art-terapiya-2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со студентами Игримского профессионального колледжа
В своей работе особое внимание уделяю взаимодействию с социальными партнерами....
Фестиваль по городкам "Городки для всех" среди смешанных команд обучающихся, студентов и педагогов май 2019
Целью Фестиваля является:– развитие и популяризация игры «Городки» среди обучающихся, студентов и педагогов ДОгМ.Основными задачами Фестиваля являются:&ndash...
Работа со студентами 28.11.2019 г. Конспект.
Конспект проведения "Ярмарки Мастеров" совместно со студентами....
Работа со студентами 27.11.19 г. Консультация
Консультация о проведении мастер-классов с родителями и детьми....
Работа со студентами 05.09.2019 г. Конструирование
Констультация для студентов пед.колледжа. Конструирование. Информация позаимствована в интернете и сформирована в презентацию и конспект....