Мастер – класс для педагогов "Дидактический синквейн"
материал по развитию речи
Формирование связной речи у дошкольников посредством внедрения технологии «дидактический синквейн».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov._didakticheskiy_sinkveyn.docx | 429.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов.
Дидактический синквейн.
Тема. Формирование связной речи у дошкольников посредством внедрения технологии «дидактический синквейн».
Цель мастер класса: популяризация технологии «дидактический синквейн» для развития связной речи дошкольников, обогащения словаря на основе схемы пятистрочного нерифмованного стихотворения.
Задачи:
- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый теме развития речи наших детей.
- Хотелось бы услышать вас, коллеги, приходится ли в своей профессиональной деятельности встречаться с детьми с проблемами развития связной речи?
-В чем проявляется сложность работы с детьми в подобном случае?
- Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
- А что же получается на самом деле?
Актуализация.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок! Хорошая речь - это важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт. Дети испытывают трудности в разучивании стихов, составлении рассказов по сюжетным картинкам, пересказе прочитанного текста. Всё это впоследствии приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. Одной из причин является бедный словарный запас. От грамотно поставленной и эмоционально насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей последующей жизни.
Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – это кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна
Технология «Синквейн» универсальна, она не требует особых условий применения, громоздких пособий и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательного процесса; создает условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать
Что такое « Синквейн»?
Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси.
Синквейн состоит из пяти строк.
1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?
2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне, и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? Что?
Проблема
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. У современных детей словарный запас зачастую беден, ограничен бытовыми словами. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Актуальность данной проблемы подтверждается данными диагностического обследования. Проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:
- связные высказывания короткие, односложные;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок придумывает предложение;
-бедный словарный запас прилагательных и глаголов;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Анализируя методическую литературу, просматривая последние публикации в периодической литературе (журналы «Дошкольное воспитание», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика»), в сети интернет, обратила внимание на активное использование педагогами технологии «дидактический синквейн».
Научный подход
В России технологию синквейн используют с 1997 года. Развила идею применения синквейна в педагогике, кандидат педагогических наук (доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института) Валентина Михайловна Акименко. Она разработала конспекты занятий с опорой на данную технологию.
В настоящее время технология «дидактический синквейн» находит своё отражение в работах многих современных авторов (Акименко В.М., Душка Н.Д., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ушакова О.С., Струнина Е.М.)
Внедрение технологии проводится поэтапно: актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
Подготовительный этап:
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение».
Основной этап:
Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн с помощью педагога.
« Стихотворения» имеют различную тематику, хорошо знакомую детям. .
Практический этап.
Цель: совершенствование навыка составления синквейна.
Целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. При составлении с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Формы организации образовательного процесса:
- НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,«Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
-Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) .
Надо признать, что не всем детям нравятся речевые игры. Детей больше привлекают подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на выражение эмоций. И здесь главное объяснить, что синквейн - это тоже своего рода выражение эмоций, демонстрация личного отношения к какому-то предмету, явлению или событию.
Слабый словарный запас у некоторых детей затрудняет организацию работы с использованием синквейна. Не все дети умеют выражать свои мысли, не все умеют выделять главное. Поэтому необходимо поощрять и поддерживать детей, помогать им в составлении (сочинении) синквейна. Процесс освоения правил написания синквейна постепенный. Сначала дети запоминают одно правило, затем другое. Для привлечения детей к такому занятию можно использовать загадки. Соревнование по сочинению стихов тоже пользуются популярностью у детей. Особенно нравится детям «поэтическое кресло» сидя в котором можно сочинять стихотворение и рассказать его своим товарищам.
Алгоритм обучения детей составлению синквейна очень прост. Короткий рассказ о предмете или о животном с опорой на графическую схему в виде елочки не представляет для детей сложности. Не все дети умеют читать, поэтому можно использовать графические изображения, которые рисуют сами дети -горизонтальные полоски, волнистые линии, вертикальные полоски, графический рисунок.
1 строка- 1 существительное.
2 строка 2-прилагательных : какой? какая?
3 строка-3 глагола :что делает? что сделать?
4 строка: предложение из 4 слов.
5 строка: ассоциация, заключение, обобщение.
Волк.
Серый, зубастый.
Бегает, рыщет, нападает.
Серый хищник крадет овец.
Зверь.
Практическое задание.
1 шаг. - Уважаемые коллеги, для выполнения практической работы, прошу разделиться на 2 группы.
1 группа будет составлять синквейн по теме фрукты
2 группа составит синквейн по теме мебель.
2 шаг - Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к выполнению работы рассмотрим последовательность выполнения нерифмованного пятистрочного стихотворения.
3 шаг. Каждой группе участников мастер класса раздать:
- памятку с заданием;
- памятку «Алгоритм обучения дидактическому синквейну с опорой на графическую схему»
4 шаг. Предложить педагогам провести фрагмент занятия по обучению дидактическому синквейну.
Практическое значение.
Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:
У детей:
-Сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
- Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
- Обогащен словарь, активизируется употребление в речи детей синонимоа,антонимов.
- Развито ассоциативное мышление, умеет рассуждать на заданную тему.
Чем разнообразней будут схемы синквейна, тем больше будет интереса у детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.
Использованная литература:
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. / В.М.Акименко.– Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.-111 с.
2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников». /Н.Д.Душка. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников»./О.С.Ушакова. – Т.Ц. Сфера, 2005.-415с
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».- Владос- Москва, 2010
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М. ,1999
6. Коноваленко В.В. «Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет».- Гном- Москва, 2009.
Приложение.
Примеры синквейна для взрослых.
Синквейн на тему Диалог
Диалог
Конструктивный, разговорный
Выражает, воспринимает, общается
Разговор двух лиц
Двойственность
Синквейн на тему Книга
Книга
Интересная, фантастическая.
Рассказывает, развлекает, воспитывает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Учебник
Синквейн на тему Предложение
Предложение
Простое, сложное
Излагает, побуждает, спрашивает
Предложение – основная единица синтаксиса.
Высказывание.
Синквейн на тему Добро.
Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Синквейн на тему Слово.
Значимое, могучее.
Означает, говорит, показывает.
Важная составляющая русской речи.
Мысль.
Составление синквейна детьми с помощью схемы «елочка».
Составление синквейна с помощью графических схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мастер-класса "Использование технологии "Синквейн""
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях....
Мастер-класс "Учимся сочинять синквейн"
Обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс по составлению синквейна с педагогами
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Мастер - класс для родителей "Синквейн в работе по развитию речи"
Мастер – класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»...
мастер класс по составлению синквейнов
учимся составлять синквейны...
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-классы для воспитателей "Синквейн"
методы и формы работы...