Конспект"Знакомство с буквой А"
план-конспект занятия по развитию речи

В кгнспекте представлены игры и упражнения с учетом дифференцированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-2_a.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Занятие №1.

Тема: Звук А.

Цель: Знакомство со звуком А, термином «слово».

Задачи:

1.Уточнять артикуляцию звука с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, кинестетических), добиваться четкого произношения звука, умения выделять его голосом в начале слова.

2.Формировать функции фонематического анализа: определение наличия звука в ряду гласных, в начале слова.

1 группа - самостоятельно определяют наличие звука в дополнительных словах.

3.Учить обозначать слова с помощью полоски, разделенной на три части, гласные звуки фишкой красного цвета.

3.Развивать слуховое внимание, речевое дыхание.

Инд.работа-помощь в выделении звука голосом __________________________________

Средства: Кукла, кассы букв, полоски с тремя делениями, красные фишки, предметные картинки на наборное полотно (аист, автобус, апельсин)

Способы:

1.Проблемная ситуация  «кукла Аня заболела»

2.Игра-беседа «На приеме у врача»

Разыгрывается ситуация врач-больная кукла. Врач (педагог) просит куклу открыть рот и громко сказать «А». Врач дает кукле таблетку-кукла поправляется.

- что просит сделать врач, чтобы осмотреть горло? (он просит широко открыть рот).

- какой звук он просит произнести? (звук а).

3.Работа перед зеркалом. Знакомство со звуком «А»

Педагог просит детей посмотреть в зеркало, широко открыть рот и произнести звук «А»

-какой звук вы произнесли? Как открыт рот? Где находится язык: внизу или наверху?

- когда мы произносим звук «А» рот открыт широко, язык лежит внизу, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Звук «А» поется как песенка. Такой звук называется гласный. Гласные звуки мы будем обозначать фишкой красного цвета.

4.Игра «Поймай звук А».

Педагог называет разные звуки, дети хлопают в ладоши, услышав звук «А».

5.Речь с движением.

                    Аист, аист, длинноногий,

                    Покажи домой дорогу.

                    Топай правою ногой, топай левою ногой.

                    Снова-правою ногой, снова-левою ногой,

                    После-правою ногой, после левою ногой,

                    Вот тогда придешь домой.

6.Работа с картинками.

Педагог просит назвать картинки на наборном полотне, называет их повторно, выделяя голосом звук «А».

-с какого звука начинается слово «аист» (автобус, апельсин)?

Педагог просит детей повторить слова, выделяя звук голосом (хором и индивидуально).

7.Работа с раздаточным материалом (полосками и фишками).

Педагог обращает внимание на полоски.

-полоски обозначают слово(соотносит их с картинками).

-полоска разделена на 3 части: начало, середина и конец слова.

Дети еще раз называют слова и находят место звука в слове, обозначают его фишками.

8.Итог: кукла поощряет детей, педагог предлагает детям поиграть в слова и звуки на след. занятии.

                                               

Занятие 2.

Тема: Буква А.

Цель: Знакомство с буквой А, родственными словами.

Задачи:

1.Учить узнавать букву зрительно, конструировать из палочек, обводить по точкам, заменять фишку буквой:

1 группа – обводят 3 буквы

2 группа – обводят 2 буквы

2.Продолжать учить : определять звук «А» в словах(начало, середина, конец слова), находить место звука , пользуясь полосками и фишками, выделять его голосом в словах.

Инд.работа-помощь в выделении звука голосом __________________________________

3.Учить образовывать родственные слова.

4.Развивать зрительно-двигательную координацию.

4.Воспитывать навык аккуратного обращения с тетрадью.

Демонстрационный материал: буквы «А, а», полоски с тремя делениями, красные фишки, предметные картинки на наборное полотно (аист, мак, роза) , (дерево-деревья-стул, береза-березы-березовый лист), буквы на магнитах (буква «А» на каждого)

Раздаточный материал: : полоски с тремя делениями, красные фишки, буквы «А» , тетради.

Приемы, упражнения: 

1. Игра «Поймай звук А».

Педагог называет слова , дети хлопают в ладоши, услышав звук «А».

2.Работа с демонстрационным и раздаточным материалом.

Задание: назвать картинки на наборном полотне, определить звук «А» в словах.

Найти место звука в слове с помощью полоски и фишки.

3.Речь с движением.

                    Аист, аист, длинноногий,

                    Покажи домой дорогу.

                    Топай правою ногой, топай левою ногой.

                    Снова-правою ногой, снова-левою ногой,

                    После-правою ногой, после левою ногой,

                    Вот тогда придешь домой.

4.Знакомство с буквой А.

-рассматривание буквы, количество элементов.

-выкладывание из палочек.

5.Игра «Найди букву А»

Задание: найти на доске букву.

6.Работа с раздаточным материалом.

Задание: заменить фишку буквой, назвать слово, выделяя звук «А» голосом.

7.Упражнение на словообразование.

Задание: назвать картинки на панно (дерево-деревья-деревянный)

Педагог обращает внимание, что слова похожи, в них есть одна часть «дерев»

Аналогично образуются новые слова (береза-березы-березовый)

8.Работа в тетрадях.

Задание: обвести буквы по точкам.

                           Занятие №    .                      Дата «________________»

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Звук А.Буквы А,а.

Задачи:

1.Закреплять :

- навык четкого произношения звука, умение выделять его голосом в слове

- умение давать характеристику звука (положение губ, языка, зубов, гласный)

-умение подбирать слова, обозначающие предметы

-умение находить начало, середину, конец слова по схеме

- умение узнавать букву зрительно,  обводить по точкам:

Пишут большие и маленькие буквы____________________________________

Пишут большие буквы по клеткам_____________________________________

Пишут большие буквы по точкам______________________________________

2.Продолжать формировать:

функции фонематического анализа: определение наличия звука в ряду гласных, слогов, в начале слова

Даются 3 картинки со звуком «А»____________________________________

Даются 2 картинки со звуком «А»_____________________________________

обозначение звука фишкой, буквой.

3.Развивать фонематический слух:

Повторяют 3 слога (ак-ам-ам, ак-ак-ам, ам-ак-ак, ам-ам-ак

__________________________________________________________________

Повторяют 2 слога (ам-ат, ат-ам, ап-ат, ам-ап)

__________________________________________________________________

Средства: предметные картинки со звуком «А» и без него, условных схемы слова, красные фишки, касса букв,  тетради, зеркало

Способы:

1.Слуховой диктант.

2.Характеристика звука «А»

-Где находится язык, губы, зубы?

- Как называется такой звук? Чем обозначаются гласные звуки.

3.Игра «Узнай звук А».

Задание: услышав звук «А» поднять фишку.

4.Игра «Наведи порядок».

Педагог называет картинки , выделяя голосом звук «А».

Задание : разложить картинки на две группы (со звуком «А» и без)

5.Работа со словами.

Задание: определить звук «А» в слове. Обозначить место звука в слове с помощью фишки и буквы.

6.Игра «Будь внимателен»

Задание: найти букву «А» , подчеркнуть.

7.Работа со словами

Задание: придумать слова

8.Работа в тетрадях. Задание: написать буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...