Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы формирования образа буквы. | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
или
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУКВЫ
(с точки зрения аналитико – синтетического метода)
- Выделение начального звука из слова.
Звук находится в сильной позиции (ударный слог в начале слова)
* утка – выделение звука у.
- Называние буквы.
а) Детям предлагается назвать картинки и определить 1-й звук в названных словах ( Какой 1-й звук в этих словах?; Давайте изолированно произнесем этот звук. Звук у мы слышим и произносим. Его мы можем обозначить буквой (это значок – домик, в котором живет данный звук), которую можем прочитать и написать).
б) Знакомство с печатной буквой.
Показывают букву и говорят: это буква У. Этой буквой обозначают звук у.
- Анализ буквы.
Из каких элементов состоит буква У ? – из палочек – короткой и длинной;
Из скольких элементов состоит буква У? – из 2-х;
Как расположены элементы? - длинная палочка – справа налево, короткая – наоборот. Буква смотрит в левую сторону.
(Другие инструкции: Сколько длинных элементов, сколько коротких, сколько овалов, кругов, где находится короткая палочка? )
- Подбор зрительного образа к букве.
Данный пункт может идти раньше, чем анализ буквы.
Инструкция : На что похожа буква У? (на заячьи уши, на рогатку и др.).
Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой (* У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.).
- Стихотворное описание графического образа буквы.
* У – буква У – два длинных ушка….
Буквы называть звуками!
- Ощупывание буквы.
Предлагается объемный вариант буквы (* буква из пластелина, пенопласта, пластмассы и др.).
- Обведение буквы пальцем.
Буква на плоскости, но либо из бархатной бумаги, либо из наждачной.
- Обведение буквы по трафарету или по контуру.
Сначала пальцем, позднее карандашом или ручкой.
- Обведение буквы по гладкой поверхности.
- Запись буквы в воздухе (с образцом и без образца).
Буква записывается в воздухе сначала пальцем, потом ручкой.
- Выкладывание, конструирование буквы.
Используются спички, счетные палочки, нитки, веревочки, проволока и др.
- Вырезание буквы из бумаги.
(также: выкладывание из мозаики, из пшена, аппликация буквы и т.д.)
- Прием пантомимы.
Дети с помощью рук и ног изображают букву.
- Дид. игры на развитие зрительного гнозиса.
Цель их: запомнить букву и воспринимать её в любых условиях.
- Нахождение буквы по образцу (найди такую же букву, какую я покажу);
- Нахождение буквы без образца (найди букву, которую я назову);
- Называние буквы (Какая это буква?)
- Написание буквы на ладони, на спине;
- Узнавание недописанной буквы;
- Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве;
- Узнавание букв, наложенных друг на друга;
- Узнавание букв, написанных разным шрифтом, узнавание стилизованных букв.
- Печатание буквы или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.
Между этим пунктом и остальными должен быть разрыв в несколько занятий или хотя бы в одно занятие.
Печатание основывается на анализе буквы.
Обязательно предварительное написание буквы в воздухе.
Используется а) комментированное учителем написание буквы:
* буква У: «короткая сверху вниз, длинная сверху вниз»
б) ритмизованное письмо (под счет):
Учитель считает, а дети записывают букву. Это позволяет выработать единый темп на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Эффективность педагогического опыта с точки зрения достигнутых результатов по программе "Использоание песка для формирования образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школьному обучению""
По результатам взаимодействия с общеобразовательными школами в рамках преемственности детский сад – школа, тесное сотрудничество...
Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"
Диагностичекий материал, который автор использует в работе при подготовке детей к обучению в школе....
Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с образом буквы для профилактики оптической дисграфии"
Мастер - класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с п...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии...
Знакомство с образом буквы через Верёвочкины сказки
Знакомство с образом буквы через игру...