"Мнемотехника в работе учителя - логопеда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кубасова Юлия Константиновна

- Мнемотехники -очень древняя наука, которая имеет вою историю.

- Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

- Что же такое мнемотехники?

- Это способность конвертировать скучную информацию в вербальную или числовые образы, эти образы оживлять и связывать в своем воображении.

- Вся информация, превращенная в видео, картинки или в образы, хранятся в тысячу раз лучше и дольше, и воспроизводится гораздо легче.

- Мнемотехники – своего рода «лайфхаки» для повышения концентрации внимании и улучшения памяти. Они тренируют мозг, развивают креативное мышление и уменьшают риск возникновения пробелов в памяти.

- Еще Константин Дмитриевич Ушинский сказал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

- Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kubasova_yu.k._1_1.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мнемотехники – как инновационный опыт в работе учителя – логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

- Мнемотехники -очень древняя наука, которая имеет свою историю.

- Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

- Что же такое мнемотехники?

- Это способность конвертировать скучную информацию в вербальную или числовые образы, эти образы оживлять и связывать в своем воображении.

- Вся информация, превращенная в видео, картинки или в образы, хранятся в тысячу раз лучше и дольше, и воспроизводится гораздо легче.

- Мнемотехники – своего рода «лайфхаки» для повышения концентрации внимании и улучшения памяти. Они тренируют мозг, развивают креативное мышление и уменьшают риск возникновения пробелов в памяти.

- И чтобы учиться гораздо лучше, интереснее, очень полезно владеть некоторыми мнемотехниками. И было бы здорово, если бы основы мнемотехники внедрили в школьную программу.

- Еще Константин Дмитриевич Ушинский сказал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

- Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

- Основной «секрет» мнемотехники очень прост.

 Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

- Начиная работу по технологии мнемотехника, я ставила перед собой следующие задачи:

    1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

   2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

  3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

 4. Совершенствовать и развивать связную речь.

 5. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач.

 

- Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных ассоциативных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

- В своей образовательной деятельности, я использую различные мнемотехники.

                                                                     

- Итак, познакомлю Вас.

  1.  «Метод цепочки» 

- Метод цепочки позволяет запоминать нетипичные пары предметов, которые на первый взгляд, друг с другом не сочетаются. Чтобы связать два разных предмета, нужно представить, как они могут взаимодействовать вместе.

- Для запоминания дети зарисовывают картинки и представляют предметы.

- С чем ассоциируются разные пары предметов, запомнить и воспроизвести.

  1. Метод римской комнаты.

- Одной из самых популярных мнемотехник (приёмов запоминания) является «Римская комната» или метод Цицерона, смысл которой заключается в запоминании информации путём её мысленного раскладывания по знакомой комнате.

- Цицерон проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он походил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по путь факты и изречения.

- Прием строится на том, что сначала дети выбирают хорошо знакомое им помещение и  вспоминают, какие вещи их окружают, например  в комнате, на кухне, в ванной.

- Мы с ребятами играем в игру "Римская комната".

Давайте разберём две самые распространённые разновидности игры «Римская комната»: с карточками и без карточек.
1. На игровое поле «Римская комната» раскладываются в беспорядке несколько карточек тренажёров, в зависимости от уровня подготовки участников.
После того, как карточки лицевой стороной вверх разложены по игровому полю, нужно запомнить их расположение. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз и игроки по очереди называют по одной карточке и открывают их. Если игрок угадал карточку – берёт себе, если нет – оставляет открытой на поле. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
2. Вместо карточек можно использовать любые мелкие предметы: пуговицы, брелки, монеты, календарики и т.п. Предметы раскладываются по игровому полю, запоминаются и убираются в волшебный мешочек. Каждый игрок берёт по одному предмету и выкладывает его на то место, где предмет лежал. Либо поочерёдно называют предметы, не доставая их до окончания игры.
Секреты игры: карточки (предметы) легче запомнить, увязав каждую карточку (предмет) с какой-то деталью интерьера нарисованной комнаты, рядом с которой та или иная карточка лежит. Естественно, если вы будете представлять ощущения от прикосновения к деталям комнаты и к тому, что изображено на карточках, то всё запомнится гораздо лучше.
Игровое поле оказалось очень удобным для отработки запоминания самых разных видов информации и стало столь же любимым развлечением, как и карточки тренажёров.

  1. Мнемотаблички.

- Техника основана на представлении текста в виде табличек с картинками. Получается своего рода «комикс», глядя на который ребенок вспоминает, что и за чем идет.

- Мнемотаблички помогают запомнить сказки, несложные скороговорки, последовательность действий словосочетания.

- Мнемотаблички активизируют вместе правое и левое полушарие мозга, которые отвечают за творчество и логику.

- В мнемотабличках можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

- Мнемотаблички мы с ребятами используем на занятиях при обучении составлении рассказов, отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках; для ознакомления детей с окружающим миром, разгадывание ребусов.

  1. "Дешифровщик".

- Многие из нас помнят замечательную телеигру "Самый умный". 

- Одним из конкурсов в ней был "Дешифровщик".

- "Дешифровщик" — это задание, в котором детям предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой или символом (похоже на систему Т9).

 

- Учимся декодировать слоги и слова через числа.

- Чтобы найти нужную букву, надо соотнести два числа. Первая цифра – номер столбца, вторая – номер строки.

  1. Метод «Чисел через буквы»

- Он основан на том, что каждой цифре соответствует своя буква, надо расставить или соединить буквы в правильном порядке.

- «Замени числа на буквы»

- Работа по мнемотехникам дает хорошие предпосылки к скорочтению, поскольку ребенок учится мыслить абстрактно.

- Скорочтение – один из самых полезных навыков при работе с текстом.

- От него зависит скорость и качество устной и письменной речи. Кроме того, скорочтение способствует формированию внимательного чтения и грамотного письма.

- Игровые упражнения по скорочтению, которые я использую на своих занятиях.

  1.  «Алфавит»

- Ребенок называет верхнюю букву в клеточке о одновременно поднимает правую руку, если под ней буква «П», левую «Л», обе руки «О»

  1.  «Лабиринты»

 - Ребенок находит соответствие числа букве или наоборот.

  1. «Хитрые нити»

- Соедини слоги, чтобы получилось слово.

  1. Ребусы

  1. «Радуга»

- Глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

  1. «Найди спрятанные слова»

Чистоговорки и скороговорки, задания с пропусками или исключением «лишних» букв, перевертыши, лабиринты, ребусы способствуют развитию не только быстрого чтения, но также полному и верному пониманию прочитанного. Благодаря интересным и разнообразным упражнениям, ребенок расширяет свою кругозор, развивает логическое и креативное мышление, воображение и память.

Неотъемлемой частью работы стало проведение организованной образовательной деятельности с педагогами и родителями.

 Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки.

 - Работа с различными мнемотехниками, вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей.

- В ходе совместной деятельности, родители и дети обучались приёмам мнемотехник.

- В моей работе применение мнемотехник, и в дальнейшем скорочтения с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, способствовало активизации психических процессов, что в свою очередь благотворно отразилось на развитии речи детей.  

Такая работа позволила добиться положительной динамики в конце учебного года:  

- заметно увеличился словарный запас;

- дети стали увереннее выражать свои мысли, грамматически правильно строить предложения;

- сформировать готовность ребенка к школьному обучению.

Работа с детьми в такой форме не только благоприятно повлияла на весь коррекционный процесс,  но и принесла удовольствие, как детям, так и мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в работе учителя -логопеда

Мнемотехника  в помощь развитию речи для дошкольников...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда...

Применение мнемотехники в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.Мнемотехника – это совокупность ...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...

Мастер-класс: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда»

        Мастер-класс по использованию некоторых приёмов запоминания и развития речи у детей дошкольного возрастаЦель мастер-класса: обучение участников мастер-класса не...

Мастер - класс "Использование метода "мнемотехника" в работе учителя - логопеда с детьми с ОНР"

quot;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету"        ...