Мастер-класс: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс по использованию некоторых приёмов запоминания и развития речи у детей дошкольного возраста
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса некоторым приемам развития речи с помощью мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_mnemotehnike.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Мастер-класс
по теме: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда»
составила: Прохорова Н. П.
учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26»
высшая квалификационная категория
г. Сатка,
2018 г.
Аннотация (краткое содержание мастер-класса):
Мастер-класс по использованию некоторых приёмов запоминания и развития речи у детей дошкольного возраста
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса некоторым приемам развития речи с помощью мнемотехники.
Содержание:
Уважаемые коллеги!
Я приглашаю вас принять участие в интересной игре, которая поможет вам освоить некоторые приёмы развития памяти, внимания, творческого мышления и самостоятельности детей, а также их речи. Это мнемотехника.
1 часть (вводная)
Слайд № 1
Немного теории. (информация на слайде)
Слайд № 2
- В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.
- В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
- Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации (дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию).
- Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, способствует и развитию наглядно-образного мышления. Опора на визуальный образ очень важна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.
Слайд № 3
Слайд № 4
В детском саду используются главным образом три вида мнемотехники. Вот они на экране. Я рассказывала о них на педсовете.
2 часть (практическая)
Первое задание:
Слайд № 5
Начинаем играть: первый этап – «кодирование»:
Инструкция: «Я называю слово, а Вы выбираете картинку, которая поможет это слово запомнить.
Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото.
Слайд № 5 (пустой)
Затем я покажу вам картинку, по ней надо вспомнить слово.
Слайд № 6
Второе задание
Слайд № 7
Инструкция: из слов, которые вы видите на экране, назовите те, для кодирования которых не надо придумывать специальных символов: (солнце, дом, птица).
Для обозначения остальных нужно придумать какие-то символы.
Таким образом приходим к пониманию того, что слова могут иметь:
а) конкретное значение;
б) отвлечённое значение,
в) переносное значение и
г) несколько значений.
Третье задание
Слайд № 8
Практика использования мнемотехники для развития речи показала, что требуется придумывание специальных символов для обозначения следующих компонентов языка и речи: … (по слайду).
Давайте подумаем, как можно обозначить некоторые из них. (После обсуждения предлагаю вариант, предложенный авторами Бардышевой и Моносовой в пособии «Тетрадь логопедических заданий»).
Слайд № 9
Из всего вышесказанного вытекает необходимость составления свода правил пользования методом и рекомендаций по применению.
1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть с максимально реалистичными изображениями (цветными и с соблюдением пропорций), т.к. в этом возрасте представления о предметах и явлениях окружающего мира только формируются. На одно слово – одна картинка с одним изображением. У детей в памяти остаются отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная, радуга – разноцветная.
Позже можно усложнять или заменять графическим изображением-схемой некоторые хорошо знакомые детям предметы, персонажей сказок и т.п. (дом – квадрат и треугольник, лиса – оранжевые круг и треугольник и т.п.).
Для детей старшего дошкольного возраста постепенно вводятся картинно-графические планы, символ абстрагируется от реального изображения, сохраняя только самые существенные признаки. Также в старшем дошкольном возрасте желательно рисовать схемы в одном цвете, чтобы не отвлекаться на яркость символических изображений.
В младшем и среднем дошкольном возрасте воспитатель предлагает детям готовые схемы и планы.
В старшем возрасте дети могут и должны принимать участие в составлении мнемотаблиц и мнемодорожек и выбирать из предложенных схем или рисовать их самостоятельно.
В этом случае воспитателем обязательно вводится ограничение времени на процесс выбора символов или их рисования, потому что дети могут увлечься изображением несущественных деталей в символах.
Слайд № 10
Обратите внимание на уровень абстрагирования и схематичности в предложенных мнемотаблицах.
Четвёртое задание: Определите возрастную аудиторию, для которой предложены данные схемы.
Пятое задание:
Инструкция: А сейчас составляем мнемодорожку: «зашифруйте пословицу» с помощью символьных изображений. (Участники делятся на четыре команды и составляют мнемодорожку по одной из предложенных пословиц). Затем все остальные участники догадываются о содержании текста команды соперников.
Слайд № 11
Молодцы! Вы поняли принцип составления мнемокарт.
Шестое задание:
Мнемотехника очень эффективна не только для развития речи, но и для развития всех мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования.
Инструкция: в пустых клеточках нужно «зашифровать» название птицы. На каждое название – 10 секунд. Показываю пример – «сорока» .
Даю команду к началу задания, засекаю время. Слова: СНЕГИРЬ, АИСТ, ЛАСТОЧКА, ПЕТУХ, ИВОЛГА.
После команды «Стоп» свои рисунки педагоги крепят на магнитную доску. Проверяется правильность выполнения.
Анализ: - Что вы изображали? (характерные особенности каждой птицы). – цвет оперения, особенности строения частей тела, особенности поведения или питания.
- На основании ваших картинок складывается схема составления сравнительного описательного рассказа. Этот вид рассказов очень сложен для дошкольников, потому что требует достаточно высокого уровня развития интеллекта: умения сравнивать, сопоставлять детали и вычленять существенные признаки, не отвлекаясь на второстепенные.
Слайд № 12 (схема описания птиц)
Седьмое задание:
- Назовите лексические темы, при ознакомлении с которыми может пригодиться приём составления сравнительных рассказов. («Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Праздники» …).
Слайд № 13
Восьмое задание:
Ещё один вид игры с мнемокартами - составление загадок – описаний. (по аналогии с предложенным мной образцом участники составляют загадки-описания транспорта на индивидуальных карточках).
Несколько вариантов зачитываются.
Слайд № 14
И заканчивая нашу содержательную беседу, мне хочется спросить, какие выводы вы сделали для себя? Появилось желание придумывать разные символы, создать картотеку для применения в работе приёмов эффективного развития памяти?
Как бы могла выглядеть такая картотека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"
Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...
Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...
Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".
Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных технологий в организации образовательного процесса....
Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»
Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома...
Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"
Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....
Мастер-класс "Лэпбук в коррекционной работе учителя-логопеда"
Содержание мастер-класса...