Развитие речи детей раннего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Бехтольд Наталья Алексеевна

В возрасте до трёх лет ребёнок переживает очень важный этап своего развития- освоения родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста.

В возрасте до трёх лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоения родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать ребёнка, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Речевое развитие детей должно планироваться во всех видах деятельности ребенка. При формировании навыков самообслуживания с детьми раннего возраста лучше использовать малые формы фольклора, литературные произведения, а также стишки, песенки (например, ознакомление с правилами поведения за столом) - это помогает детям не только усвоить посильные самостоятельные действия, запоминая, повторяя и проговаривая, - обогащается словарный запас ребенка новыми словами, оборотами, выражениями, развивается память, воображение и совершенствуется разговорная речь. 

В развитии речи ребёнка можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания, мелкой и артикуляционной моторики. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: султанчики, бумажные бабочки, снежинки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, колокольчики.

Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики. О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры! Мелкая моторика способствует развивитию речи, памяти, мышления, внимания.

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями.

Развивая активную речь ребенка, прежде всего, стимулируем его речевое подражание. Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, читая сказку, можно комментировать звукоподражанием любые действия: бегаем по комнате с расставленными в стороны руками - мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» - мы "машины», едем и сигналим «Би-би!» изображаем игру на дудочке – «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!», в любой сказке можно подражать голосу зверей.

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

Например: -Гуси, гуси?   (.... Га-га-га)

- Есть хотите? (... Да,да,да!)

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности - предметов, игрушек и картинок, книг.

Так как основной вид деятельности малышей – игра, то и знакомство с художественными произведениями мы начинали с потешек. Было замечено, что большинство малышей еще не адаптированы к чтению книг, поэтому знакомство с ними лучше начать с рассказывания и одновременного проведения игровых действий. Знакомя детей со сказками, прослеживается такая возрастная особенность малышей, как готовность и желание слушать одну и ту же сказку в разных исполнениях.

Так, например, работая над сказкой «Теремок», при первоначальном чтении можно использовать рассказывание с иллюстрациями. При повторном чтении рассказывание сказки можно сопровождать моделированием, провести игровое упражнение по развитию интонационной выразительности, а через неделю предложить рассказывание этой сказки с элементами инсценировки.

Если выполнять эти несложные упражнения не только в детском саду но и дома, проводить игры систематически, непрерывно общаться с детьми, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу.

Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....