Развитие предпосылок читательской грамотности с использованием методики М.Монтессори
статья по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskoy_gramotnosti_po_metodike_montessori.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предпосылок читательской грамотности по методике М.Монтессори совместно с родителями
В современном мире дошкольники интуитивно понимают, как пользоваться современными гаджетами: компьютером, мобильным телефоном, планшетом и т. д. В это же время, родительская и педагогическая общественность начинает постепенно признавать, что подрастающее поколение практически не читает художественную литературу, досуг детей становится однообразным, духовный мир пуст.
Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности.
Вместе с развитием мышления у малышей 1-3 лет активно развивается речь. До двух лет ребёнок осваивает первые простые слова (мама,папа) и звукоподражания (му-му,мяу ,гав) Сначала в речи ребёнка появляются слова, называются предметы, а затем глагольные формы. Постепенно ребёнок учится говорить предложениями. Многие слова ребенок еще не использует, но хорошо понимает и постепенно включает в свой словарный запас. Здесь большую роль играет та среда, в которой он находится.
В соответствии с федеральной программой дошкольного образования в данном выступлении можно выделить один из планируемых результатов а именно: закреплять умения понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение, понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, выполнять несложные поручения
Начиная с двухлетнего возраста ребёнку очень важно слышать грамотную речь взрослых людей. В этом возрасте малыш учится обобщать и группировать понятия, сопоставлять реальный предмет с его изображением -всё это закладывает основу для формирования навыка чтения. Очень важны упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, использование пальчиковых и дыхательных упражнений . Необходимо постоянно общаться с ребенком, читать книжки и простые стихи.
Индивидуальный подход с детьми раннего возраста позволяет реализовывать Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка.
При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.
В нашей группе раннего возраста «Теремок» использование элементов Монтессори осуществляется через парциальную программу «Развивайкин мир».
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями, в том числе и «Речевое развитие»
Реализация парциальной программы «Развивайкин мир» осуществляется через игровую деятельность во вторую половину дня и при организации свободной самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
Для реализации парциальной программы нами создан Монтессори уголок с РППС, показанный на предыдущих слайдах, для организации предметной деятельности и воспитания детей раннего возраста. Сюда входят материалы для освоения движения, навыков повседневной жизни и коммуникации, пособия для развития сенсомоторики, речи, художественного восприятия. Особое внимание в формировании читательской грамотности у детей дошкольного возраста мы уделяем работе с родителями. Тесное взаимодействие с семьями позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей предстоящим чтением, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников
Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:
Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не что он "натворил", а в чем его уникальность.
2. Индивидуальность работы с родителем. Такую работу возможно построить на основе консультаций-бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности. После установления доверительных отношений возможно выработать совместную линию поведения с ребенком.
Формы рационального познания ДЛЯ РАЗВИТИЯ предпосылок читательской грамотности
Мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол-мебель)
Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха – насекомое)
Форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводиться новое (У мухи есть крылья, значит она летает)
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Вывод: Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буктрейлер - как средство развития предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Мастер класс...
Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможно...
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...
Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"
Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста...