Лексическая тема "Фрукты"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Интересные задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Фрукты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frukty.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по теме «Фрукты».
Грамматический строй речи
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон —лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
2. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев,
ветка — ветки — веток,
пальма — пальмы — пальм,
семя (семечко) — семена — много семян,
сок — соки — много соков, много сока.
3. Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)
Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
4. Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
... грушами — грушевое — груша,
... сливами — сливовое — слива,
... персиками — персиковое — персик,
... абрикосами — абрикосовое — абрикос;
пальма с бананами — банановая.
5. Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,
... груш — грушевый,
... слив — сливовый,
... вишни — вишневый,
... лимонов — лимонный,
... абрикосов — абрикосовый,
... апельсинов — апельсиновый, ... персиков — персиковый, ... фруктов — фруктовый, ... мандаринов — мандариновый.
6. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Педагог спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д.
7. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а педагог убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.
8. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.
На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.
9. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Педагог спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.
10. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Педагог помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.
Лексический строй речи
1. Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос маленький;
у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
апельсин круглый, а банан длинный;
лимон кислый, а персик сладкий;
апельсин больше, а мандарин меньше.
2. Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»
Что это? (название фрукта).
Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)
Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?
Что можно из него приготовить?
3. Игра «Исправь ошибки»
Педагог говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
Топтыжка»
4. Вопрос на засыпку!
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
5. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Педагог задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.
Развитие связной речи
1. Расскажи о своём любимом фрукте
- Как твой любимый фрукт называется?
- Где он растёт?
- Каков внешний вид (величина, форма, размер)?
- Каков на вкус?
- Что из него можно приготовить?
- В каком виде ты любишь его есть?
Игра «Хитрый ежик»
Хитрый ежик-чудачок Дети сидят на стульях.
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу — всякий плод, Когда «ежик»
Что под деревом найдет, дотрагивается до ребят,
И с подарочком богатым они называют фрукт. Возвращается к ребятам.
Зарядка
Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки
срываем.
Руки опускаем. В корзину
Дети садятся.
собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом
разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Загадки
Круглое, румяное, с дерева упало —
Любе в рот попало. (Яблоко.)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня. (Апельсин.)
Вишу на дереве, кругла, как шар,
Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)
Плод — сладкий, и гладкий,
И круглый, и смуглый,
И душистый, и пушистый,
А середка плода,
Словно камень, тверда. (Персик.)
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие. (Слива.)
Синий мундир,
теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...