Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шихова Виктория Сергеевна

          В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по ней достаточно дидактического материала и методических разработок.

          Каждая рабочая неделя посвящена определенной теме. Работают в рамках этой темы все специалисты : логопед, воспитатели, муз. руководитель и инструктор по физкультуре.

          В начале недели дается речевой материал, который необходимо ввести в речь детей. Воспитатели на своих занятиях используют "Логопедические пятиминутки", которые включают в себя упражнения по общей, мелкой и артикуляционной моторике.  

         Один раз в две недели запланированны и проводятся интегрированные занятия по пройденным темам. Для проработки тем с родителями разработаны " Лексические темы для сайта". Они включают в себя не только речевой минимум и речевые игры, но и интересные факты по теме, картины великих художников, литературные произведения и мультфильмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема для разновозрастной группы от 5 до 7 лет МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка» на 2015 – 2016 год.                                                                                  

                                                                                                       Логопед: Шихова В.С.

Сентябрь, 1-3 нед.    Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт.

Сентябрь,4-я нед.     Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Октябрь,1-я нед.        Огород. Овощи.  

Октябрь,2-я нед.        Сад. Фрукты.

Октябрь,3-я нед.        Лес. Грибы и лесные ягоды.  

Октябрь,4-я нед.        Насекомые.Подготовка  насекомых к зиме.                  

Ноябрь,1-я нед.        Перелетные и водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Ноябрь,2-я нед.        Осенняя одежда и обувь. Головные уборы.

Ноябрь,3-я нед.        Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Ноябрь,4-я нед.        Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

Декабрь,1-я нед.        Зима. Зимующие птицы.          

Декабрь,2-я нед.        Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.  

Декабрь,3-я нед.        Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Декабрь,4-я нед.        Новый год.

Январь,1-я нед.         Зимние каникулы.                

Январь,2-я нед.        Грузовой и пассажирский транспорт.  Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Январь,3-я нед.        Профессии взрослых. Трудовые действия.

Январь,4-я нед.        Детский сад. Профессии.        

Февраль,1-я нед.        Стройка. Профессии строителей.

Февраль,2-я нед.        Животные жарких стран.  

Февраль,3-я нед.        Наша армия.  

Февраль,4-я нед.        Комнатные растения. Размножение и уход.        

Март,1-я нед.         Весна. Приметы весны. Мамин день. Первые весенние цветы.

Март,2-я нед.         Пресноводные и аквариумные рыбы.

Март,3-я нед.         Наш родной край.

Март,4-я нед.         Столица нашей Родины – Москва.

  Апрель,1-я нед.          Весенние работы на селе.   Растения и животные весной. Перелетные птицы             весной.        

Апрель,2-я нед.        Космос.

Апрель,3-я нед.        Правила дорожного движения.

Апрель,4-я нед.        Почта. Мы читаем С.Я. Маршака  «Ленинградский почтальон»           

Май,1-я нед.          Откуда хлеб пришел.   Профессия хлебороба.

Май,2-я нед.          Цветы на лугу. Лето.   Летние месяцы.

Май,3-я нед.          Скоро в школу. Школьные принадлежности.

Май,4-я нед.          Мы читаем А.С.Пушкина.        



Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Осень. Деревья осенью» ( сентябрь 4 неделя)

Упражнения на общую моторику

«Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке              ( Прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри. смотри!                      ( Встают лицом в круг, выполняют ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                                ( Руки вверх, потряхивание кистями. Наклон, руки к полу)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей                             ( Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей.

«Ветер и листья» (отрывок)

Ветер по лесу летал,                                    ( Бегут по кругу на носках и взмахивают руками)

Ветер листики считал.                              

Вот дубовый,                                                 ( Встают лицом в круг,

Вот кленовый,                                                  загибают по одному пальцу на обеих руках  

Вот рябиновый резной,                                 на каждую строчку)

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                        ( Опускают руки приседают.

Ветер по лесу кружил,                                   Бегут по кругу на носках и взмахивают руками)

Ветер с листьями дружил.

Упражнение на мелкую моторику

«Деревья» (Кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.)

В поле дерево стоит,                                   ( Покачивать руками из стороны в сторону)

Ветер ветки шевелит.

Деревце качается,                                       ( Покачивать руками вниз –вверх не сгибая пальцы)

Дети улыбаются.

«Корни»

( Ладони опущены вниз. Пальцы разведены и напряжены. Удерживать положение на счет до 5 -10)

Высокие красивые

деревья здесь растут,                                  ( Показать руками деревья)

А корни под землею

для них водичку пьют.                                ( Показать руками корни)

Упражнения на артикуляционную моторику

«Бегемотик» (рот открыть  и закрыть как можно шире, удерживать на счет до 5-ти,повторить 3-4 раза)

«Змея» ( улыбнуться,открыть рот,высунуть язычок изо рта,затем спрятать, повторить 3-4 раза)

«Месим тесто» ( улыбнуться, открыть рот, покусать язычок зубами, пошлепать язычок губами, закусить язычок зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием)

Речевые игры

«Поймай и раздели» (деление на слоги названий деревьев)

«Четвертый лишний» ( дифференциация признаков осени от других времен года)

Чистоговорка

«У бабы бобы, у деда дубы»



Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Огород.Овощи.» (октябрь ,1-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Капуста»

Тук! Тук! Тук!                                                 (Ритмичные удары ребрами ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,                              ( Хватательные движения обеими руками.)

Перетерли, посолили

Да добавили морковку.

Вот какие заготовки!

Да набили плотно в кадку.                     ( Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.                    (Отряхивают руки.)

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.                                  (Стоят лицом в круг В центре круга «дед».)

Был горох совсем не плох.                       (Все вместе совершают прыжки на носках, руки на поясе.)

Круглый, звонкий, желтый, гладкий,     (Попеременно топают ногами на месте.)

Очень ровный, очень сладкий.              (Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом,                 (Совершая поскоки, дети разбегаются, на слово «избе»

Бедный дедушка заохал.                        «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный

Был горох, и на тебе-                               присоединяется к цепочке за «дедом».)

Раскатился по избе!                                («Дед» должен собрать весь «горох».)

Упражнение на мелкую моторику.

«Заготавливаем капусту»

- Мы капусту рубим! (2р.)                      (Прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения )                           топора: вверх – вниз.

- Мы капусту режем!(2р.)                     ( Энергичные движения ладонями вперед- назад.)

- Мы капусту солим!(2р.)                       (Пальцы собраны щепотью, «солим капусту».)

- Мы капусту жмем!(2р.)                       (Сжимаем пальцы в кулаки то одновременно, то поочередно.)

- Мы капусту трём!(2р.)                      ( Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения  вверх – вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.)

«Хозяйка однажды с базара пришла…»

Хозяйка однажды с базара пришла,

 Хозяйка с базара домой принесла:

 Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

 Накрытые крышкой, в душном горшке

 Кипели, кипели в крутом кипятке:

 Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

 И суп овощной оказался неплох!                        (Загибаем пальцы при перечислении овощей.)

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Лягушки» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Губы удерживать под счёт. Повторить 3-4 раза)

«Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать под счёт.)



Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Фрукты.Сад.» (октябрь ,2-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                         (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали.                          (Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы                                  ( Имитируют движение вверх - вниз.)

Известью. Белилами.

Починили мы забор,                                (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор :                         ( Стоят лицом в круг. Один ребенок выходит в круг – садовник)

- Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду                                         ( На каждое название загибают пальцы)

Слив лиловых,

Груш медовых,

 Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что дам в награду вам!

Упражнение на мелкую моторику.

«Что в корзинку положу?» (отрывок)

Что я в корзинку свою положу?          (Руками изображают корзинку)

Вы посчитайте , а я расскажу.              

Груши, сливы и айву,                              (Загибают пальцы на каждое название.)

По порядку назову.                      

Абрикосы и гранат

Сосчитали все подряд?

Персик, спелый виноград,

Много яблок и гранат.

Очень спелую хурму

Тоже я с собой  возьму.

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Блинчик» (Ротик открыт. Язык широкий лежит на нижней губе. Держать под счет.)

«Вкусное  варенье» (Язычком облизываем губы по кругу в одну, потом в другую сторону.)



Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Лес. Поздняя осень. Грибы, ягоды» (октябрь,3-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«За грибами»

Все зверюшки на опушке                    (Идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки                          

Белочки скакали,                                  ( Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,                                   (Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Лисички собирала.                          

Скакали зайчатки ,                                ( Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.)        

Искали опятки.

Медведь проходил,                              ( Идут вразвалку, затем топают правой ногой)

Мухомор раздавил.

                      Н. Нищева

Упражнение на мелкую моторику.

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,                              (Шагают пальцами по столу.)

В туесочке пять грибов.                          ( Сцепляют пальцы как корзинку, большие пальцы – ручка.)              

Мухомор красный – гриб опасный.    (Загибают пальцы на каждое название.)

А второй – лисичка,                        

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

             Е.Стюарт

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Расческа» (Ротик открыт. Язык широкий двигаем то наружу, то внутрь рта. Зубками по язычку как расческой скребем.)

«Качели» (Кончик язычка поднимаем то вверх, то опускаем вниз. Рот открыт .)

« Часики» (Язычок остренький  двигаем то в правый уголок рта, то в левый.)

Чистоговорка.

«Дом у дуба, дуб у дома».



Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Насекомые и пауки.» (октябрь,4-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Мошкара и лягушка»

По- над речкой вечерами                    (Свободно двигаются по группе, изображая насекомых.)

Вьются мошки с комарами.

Слышен писк со всех сторон,                                  

То ли писк, а то и звон.

Допищишь ли до утра?                                

Вышла погулять  лягушка,                       ( В центр круга  прыгает ребенок – лягушка.)

Желтобрюхая квакушка                          ( Начинает пятнать детей-мошкару.)

Улетай-ка от воды,

Чтобы не было беды!

                      Н. Нищева

«Мухи в паутине» Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда « Мухи!»  дети – мухи пытаются вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.

Упражнение на мелкую моторику.

«Пчела»

Где сладко, там она кружит,     (Рука в кулачке. Указательный палец отставлен и крутится по кругу)

Она и жалит и жужжит,

И попадается в компот,

Даёт нам сладкий, вкусный мёд.

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Хомяк толстый и худой.» (Щечки надуваем, потом втягиваем.)

«Шарики» (Надуваем то одну, то другую щёчку .)

Скороговорка.

«У осы – не усы, не усищи , а усики.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование в старшей логопедической группе. Тема недели "Игрушки"

Календарно -тематическое план разработан в соответствии ФГОС...

Календарно -тематическое планирование для детей ЗПР старшей группы по лексической теме "До свидания, лето".

Календарно -тематическое планирование по лексической теме "До свидания, лето" содержит в себе следующие разделы: непосредственно - образовательную деятельность, образовательную деятельность ...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»   в подготовительной группе. Надеюсь...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"  в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...

Тематическое планирование индивидуальных занятий в условиях логопункта по лексической теме «Домашние животные»

Данный документ содержит материал для проведения индивидуальных занятий в старшем дошкольном возрасте в условиях логопункта по лексической теме "Домашние животные"Здесь можно найти:- пальчик...