Конструкт занятия в средне - старшей группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Олеговна Эйсмонт

Конструкт занятия в средне - старшей группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Цель: познакомить детей с новым произведением.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.2. Учить задавать и отвечать на вопросы.

Развивающие:

1.Расширять словарный запас (шустрые, ловкачи, беспокойные, голенище); формировать умение строить ответ полным предложением; 2. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в согласовании существительных с числительными; формировать умение составлять описательный рассказ;

3.Формировать знания детей об особенностях животного мира осенью, признаков осени;

4.Развивать мышление: умение составлять из частей целое (пересказ)

Воспитательные:

1.Прививать любовь к произведениям художественной литературы. 2.Воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким животным.

Образовательная область:

- Речевое развитие,

- Физическое развитие,

- Художественно - эстетическое развитие,

- Познавательное развитие,

- Социально - коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: разрезные картинки с изображением диких животных, картинки животных большие и маленькие, картинка со спрятанными животными, цифры от 1 до 5, мягкая игрушка лиса, рассказ «Лисята» презентация мультимедиа.

Предварительная работа: беседа «Животные Урала», дидактические игры: «Кто у кого», «Кто где живет» «Что я загадал?», игры социально-игрового характера: Игра вольная «Лисонька», Игра творческого самоутверждения: «Представьте животное», Игра «Интервью»

Ход занятия:

1. Организация детей установка на предстоящую деятельность

психогимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- А давайте мы с вами совершим осеннюю прогулку. Если повезет, то можем встретить много интересного. А вот куда мы отправимся, вам надо отгадать.

2. Работа в подгруппах.

Нам помогут картинки. Вот досада. Какой-то озорник разрезал картинки. Соберем? Посмотрим, что получится? Теперь встанем каждый к своему столу, образуя команду. В каждой команде будет командир: Алеша, Настя, Сережа. Они вытягиваю карточку, по которой выдается конверт с картинкой.

Возьмите каждый по одной части, подойдите к столу со цветом обратной стороны рисунка и вместе с другими ребятами соберите картинку. Соберите, но не называйте сразу, что у вас получится.

Игра «Угадай»

- Ребята, не называйте, что у вас получилось, а расскажите нам про свою картинку, по моим вопросам, чтобы мы догадались.

Я задаю вопросы, а отвечают дети средней группы, а старшие проверяют и в случае необходимости дополняют.

Лиса:

Это животное или птица?

Это дикое животное или домашнее?

Где оно живет?

Как оно выглядит?

Оно встречается в народных сказках?

Сорока

Это животное или птица?

1)Как выглядит?

2)Где живет?

Елка

Это дерево или куст?

На нем есть листочки?

Какого цвета?

Сбрасывает листочки?

- У нас получились картинки – лиса, ель, сорока.

- Где можно встретить и лису, елку и сороку? (в лесу)

- Ну что, поедем в лес? На чем поедем? (на автобусе)

Физминутка Железновой «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим – сидим на коленях.
И сидим, и сидим

И из окошечка глядим — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот — «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? — пожимаем плечами.
Колёса закружились — выполняем круговые движения руками впереди от себя
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот! А щётки по стеклу шуршат — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик 
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик! И мы не просто так сидим — «крутим руль» и бибикаем.
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип! Пускай автобус нас трясёт – трясем плечами
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

- Тише. Мы приехали.

(На экране картинка березовой рощи)

- Мы подъехали к лесу. Как он называется? (березовая роща, потому что растут только березы)

- Нам надо в другой лес. (Меняется картинка)

- Как называется лес, где растут только разные деревья? (смешанный лес)

Смотрите, я думаю за деревьями и пенечками спрятались какие-то животные. (показываю картинку со спрятанными животными за деревьями)

- Я уверена, что вы их знаете. Давайте их, назовем.

А сейчас давайте вспомним, как называются детеныши этих животных.

Игра: «Назови детеныша»(Называю животное, дети называют детеныша)

- волк – волчонок,

- заяц – зайчонок,

- медведь – медвежонок,

-белка – бельчонок,

- лиса – лисенок.

Ребята, вы сейчас называли одного детеныша? Давайте назовем, когда детенышей много. Я буду цифрой показывать сколько детенышей у вашего животного.

Игра: «Один много».

Я называю одного детеныша, а вы, когда их много.

Волчонок – волчат,

Зайчонок – зайчат,

Медвежонок – медвежат,

 

Бельчонок – бельчат,

Лисенок – лисят.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Знакомство с произведением Чарушина Е. И. «Лисята»

(Воспитатель выносит игрушку лисы)

- Ребята, здравствуйте! Вы так много обо мне уже знаете, как хорошо вы про меня рассказали. Вы не видели моих деток? Ох уж эти озорники! Убежали

(На экране портрет Евгения Ивановича Чарушина)

- Посмотрите, это портрет писателя Евгения Ивановича Чарушина. Он очень любил природу, животных и написал много книг про них. Возможно он видел лисят и написал про них в своих рассказах. Давайте послушаем один из его рассказов. (на экране картинка лисята)

Как вы думаете, как называется рассказ, который мы сейчас прочитаем? (чтение «Лисята» Е. Чарушина)

- Ребята, лисичка хочет записать с вами интервью, ответьте, пожалуйста, на ее вопросы.

Игра «Интервью» (дети учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу).

- Про кого говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах)

- Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные, ловкачи.)

- Какими словами автор называет лисят?

- Кого еще мы называем шустрыми?

- Беспокойными?

- Ловкачами?

- Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)

- Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из голенища торчит кончик хвоста)

- Ребята как вы думаете, а куда еще могут спрятаться лисята?

- Это нашей лисички лисята? Да (Нет)

Старшая группа пересказывает рассказ.

Лиса: «Спасибо, ребята, теперь я знаю, где их искать. Спасибо вам, ребята. Я очень люблю писателя Чарушина. У меня есть игра по картинкам из рассказа Чарушина «Лисята». Я вам их дарю, а вы после занятия поиграете с ними. До свидания!»

Заключительная часть:

- Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?

- Кто его написал? (Евгений Иванович Чарушин).

- Что вам понравилось в рассказе?

- А наша прогулка понравилась?

- О чем вы расскажете своим друзьям?

Нам Лисичка подарила очень интересную игру.

Ну что же, ребята и нам пора обратно. Садимся снова на свой в автобус и возвращаемся (сделав круг возвращаются за стол).

Вы можете сейчас поиграть в игру «Укрась лисёнка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с новым произведением.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.2. Учить задавать и отвечать на вопросы.

Развивающие:

1.Расширять словарный запас (шустрые, ловкачи, беспокойные, голенище); формировать умение строить ответ полным предложением; 2. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в согласовании существительных с числительными; формировать умение составлять описательный рассказ;

3.Формировать знания детей об особенностях животного мира осенью, признаков осени;

4.Развивать мышление: умение составлять из частей целое (пересказ)

Воспитательные:

1.Прививать любовь к произведениям художественной литературы. 2.Воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким животным.

Образовательная область: 

- Речевое развитие,

- Физическое развитие,

- Художественно - эстетическое развитие,

- Познавательное развитие,

- Социально - коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: разрезные картинки с изображением диких животных, картинки животных большие и маленькие, картинка со спрятанными животными, цифры от 1 до 5, мягкая игрушка лиса, рассказ «Лисята» презентация мультимедиа.

Предварительная работа: беседа «Животные Урала», дидактические игры: «Кто у кого», «Кто где живет» «Что я загадал?», игры социально-игрового характера: Игра вольная «Лисонька», Игра творческого самоутверждения: «Представьте животное», Игра «Интервью»

Ход занятия:

1. Организация детей установка на предстоящую деятельность

психогимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- А давайте мы с вами совершим осеннюю прогулку. Если повезет, то можем встретить много интересного. А вот куда мы отправимся, вам надо отгадать.

2. Работа в подгруппах.

Нам помогут картинки. Вот досада. Какой-то озорник разрезал картинки. Соберем? Посмотрим, что получится? Теперь встанем каждый к своему столу, образуя команду. В каждой команде будет командир: Алеша, Настя, Сережа. Они вытягиваю карточку, по которой выдается конверт с картинкой.

Возьмите каждый по одной части, подойдите к столу со цветом обратной стороны рисунка и вместе с другими ребятами соберите картинку. Соберите, но не называйте сразу, что у вас получится.

Игра «Угадай»

- Ребята, не называйте, что у вас получилось, а расскажите нам про свою картинку, по моим вопросам, чтобы мы догадались.

Я задаю вопросы, а отвечают дети средней группы, а старшие проверяют и в случае необходимости дополняют.

Лиса:

Это животное или птица?

Это дикое животное или домашнее?

Где оно живет?

Как оно выглядит?

Оно встречается в народных сказках?

Сорока

Это животное или птица?

1)Как выглядит?

2)Где живет?

Елка

Это дерево или куст?

На нем есть листочки?

Какого цвета?

Сбрасывает листочки?

- У нас получились картинки – лиса, ель, сорока.

- Где можно встретить и лису, елку и сороку? (в лесу)

- Ну что, поедем в лес? На чем поедем? (на автобусе)

Физминутка Железновой «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим – сидим на коленях.
И сидим, и сидим

И из окошечка глядим — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот — «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? — пожимаем плечами.
Колёса закружились — выполняем круговые движения руками впереди от себя
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот! А щётки по стеклу шуршат — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик 
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик! И мы не просто так сидим — «крутим руль» и бибикаем.
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип! Пускай автобус нас трясёт – трясем плечами
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

- Тише. Мы приехали.

(На экране картинка березовой рощи)

- Мы подъехали к лесу. Как он называется? (березовая роща, потому что растут только березы)

- Нам надо в другой лес. (Меняется картинка)

- Как называется лес, где растут только разные деревья? (смешанный лес)

Смотрите, я думаю за деревьями и пенечками спрятались какие-то животные. (показываю картинку со спрятанными животными за деревьями)

- Я уверена, что вы их знаете. Давайте их, назовем.

А сейчас давайте вспомним, как называются детеныши этих животных.

Игра: «Назови детеныша»(Называю животное, дети называют детеныша)

- волк – волчонок,

- заяц – зайчонок,

- медведь – медвежонок,

-белка – бельчонок,

- лиса – лисенок.

Ребята, вы сейчас называли одного детеныша? Давайте назовем, когда детенышей много. Я буду цифрой показывать сколько детенышей у вашего животного.

Игра: «Один много».

Я называю одного детеныша, а вы, когда их много.

Волчонок – волчат,

Зайчонок – зайчат,

Медвежонок – медвежат,

Бельчонок – бельчат,

Лисенок – лисят.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Знакомство с произведением Чарушина Е. И. «Лисята»

(Воспитатель выносит игрушку лисы)

- Ребята, здравствуйте! Вы так много обо мне уже знаете, как хорошо вы про меня рассказали. Вы не видели моих деток? Ох уж эти озорники! Убежали

(На экране портрет Евгения Ивановича Чарушина)

- Посмотрите, это портрет писателя Евгения Ивановича Чарушина. Он очень любил природу, животных и написал много книг про них. Возможно он видел лисят и написал про них в своих рассказах. Давайте послушаем один из его рассказов. (на экране картинка лисята)

Как вы думаете, как называется рассказ, который мы сейчас прочитаем? (чтение «Лисята» Е. Чарушина)

- Ребята, лисичка хочет записать с вами интервью, ответьте, пожалуйста, на ее вопросы.

Игра «Интервью» (дети учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу).

- Про кого говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах)

- Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные, ловкачи.)

- Какими словами автор называет лисят?

- Кого еще мы называем шустрыми?

- Беспокойными?

- Ловкачами?

- Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)

- Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из голенища торчит кончик хвоста)

- Ребята как вы думаете, а куда еще могут спрятаться лисята?

- Это нашей лисички лисята? Да (Нет)

Старшая группа пересказывает рассказ.

Лиса: «Спасибо, ребята, теперь я знаю, где их искать. Спасибо вам, ребята. Я очень люблю писателя Чарушина. У меня есть игра по картинкам из рассказа Чарушина «Лисята». Я вам их дарю, а вы после занятия поиграете с ними. До свидания!»

Заключительная часть:

- Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?

- Кто его написал? (Евгений Иванович Чарушин).

- Что вам понравилось в рассказе?

- А наша прогулка понравилась?

- О чем вы расскажете своим друзьям?

Нам Лисичка подарила очень интересную игру.

Ну что же, ребята и нам пора обратно. Садимся снова на свой в автобус и возвращаемся (сделав круг возвращаются за стол).

Вы можете сейчас поиграть в игру «Укрась лисёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...

Занятие по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»

НОД по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»...

Занятие по речевому развитию Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Дети учатся пересказывать рассказ Лисята  с помощью мнемосхемы....

Конспект занятия в средней группе «Чтение художественной литературы: рассказ Евгения Чарушина «Лисята».

Цель: Познакомить детей с новым произведением.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа....

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» с детьми старшей группы.

Задачи:• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;• ...