Статья "ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
статья по развитию речи

Тулинова Юлия Юрьевна

В статье изучены различные жанры фольклора и их влияние на формирование лексики дошкольников с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тулинова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Детский сад

комбинированного вида N 88"

Воспитатель

Жидова Галина Станиславовна

МБДОУ "Детский сад

комбинированного вида N 88"

Воспитатель

Аннотация: Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, при котором существенно страдает лексическая сторона. Данное положение обусловливает необходимость совершенствования средств логопедической коррекции. В статье изучены различные жанры фольклора и их влияние на формирование лексики дошкольников с речевой патологией.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фольклор, устное народное творчество, логопедическая работа, лексика

THE VALUE OF ORAL FOLK ART AS A MEANS OF DEVELOPING VOCABULARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract: General underdevelopment of speech is a systemic disorder due to the lexical side of speech suffers significantly. This makes it necessary to improve the means of speech therapy correction. The article examines various genres of folklore and their influence on the vocabulary of preschool children with speech pathology.

Key words: general underdevelopment of speech, folklore, oral folk art, speech therapy, vocabulary

С каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается. Значительная доля приходится на детей с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день одной из актуальных проблем логопедии является преодоление данной патологии у детей дошкольного возраста.

Существует недостаточно исследований, обращающих внимание на важность применения устного народного творчества в коррекционной работе по развитию лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это обусловливает актуальность данной темы и необходимость ее подробного изучения.

Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Формирование словаря – это важнейший этап речевого онтогенеза. Отечественные ученые, изучающие речь детей с общим недоразвитием речи, указывают на несформированность ее лексического компонента. В своих работах Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие ученые обращают внимание на существенное отставание в формировании лексического строя речи детей, расхождение объема активного и пассивного словаря, бедность их словарного запаса, что касается как номинативного, так и атрибутивного и предикативного словарей [4].

Лексика – словарный состав языка. В лексике выделяют активный словарь, который включает в себя те слова, которые человек регулярно использует в своей устной и письменной речи, а также пассивный словарь, включающий слова, которыми человек не пользуется, однако их значение ему понятно.

Нередко у детей-логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных (неречевых) функций: страдают высшие психические функции – внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера; нарушается общая, мелкая и артикуляционная моторика, наблюдается недостаточная подвижность и координация движений. Также стоит отметить, что дети с общим недоразвитием речи имеют ряд личностных особенностей. У них наблюдается сниженная работоспособность на занятиях, быстрая утомляемость, недостаточность произвольного внимания. В общении со взрослыми и со сверстниками у большинства из них наблюдается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость и апатия.

В настоящее время в логопедии идет поиск эффективных средств коррекционной работы с дошкольниками. На наш взгляд, одним из таких средств является устное народное творчество, фольклор.

Роль фольклора в специальной коррекционной работе рассматривается в трудах Ю.Г. Илларионовой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Устное народное творчество – бесценное богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. С помощью произведений русского народного творчества можно вырабатывать особую форму отношения к воспринимаемой действительности. При этом происходит воздействие на различные стороны развития ребёнка: на его словесно-образное мышление, закладываются основы эстетической культуры, формируется уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески мыслить, а также оказывается положительное влияние на эмоционально-волевую сферу.

Одним из ведущих направлений в коррекции общего недоразвития речи является развитие лексики. Работа над лексическим строем речи в детском саду предусматривает обогащение, уточнение и активизацию словаря. Результатом логопедической работы оказывается максимальное приближение словаря ребенка к возрастной норме [1].

В образовательных программах дошкольного образования устное народное творчество входит в систему речевого развития детей. В коррекционной работе рекомендуется использовать такие формы работы, как рассказывание и пересказ сказок, их инсценирование, заучивание малых фольклорных жанров, проведение русских народных праздников.

Одним из главных жанров устного народного творчества принято считать сказку. Основные функции сказки: образовательная, воспитательная и развлекательная. Русские народные сказки знакомят детей с родным языком, культурой и опытом предков. Сказка играет значимую роль в процессе развития лексики детей-дошкольников с общим недоразвитием речи. Посредством слушания, рассказа и пересказа сказки воспитанники учат множество слов различных частей речи, неизвестных им ранее, развивают умение правильного употребления слов в связной речи [2].

Рассмотрим место малых фольклорных жанров в логопедической работе.

Основная задача педагога при развитии речи детей дошкольного возраста – помощь в освоении разговорной речи, овладении родным языком. Произведения устного народного творчества являются важнейшим источником развития выразительности детской речи. Фольклорный жанр выполняет следующие функции: воспитательную, познавательную, образовательную, эстетическую. Значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Загадка, являясь наиболее распространенным фольклорным жанром среди дошкольников, представляет собой краткое иносказательное описание предмета или явления. Использование загадки на логопедическом занятии способствует развитию лексического компонента речи, поскольку для этого жанра характерны различные средства художественной выразительности, такие как метафора, описание и сравнение. Разгадывая загадки, воспитанники усваивают многозначность слов, их переносное значение, узнают новые слова и начинают использовать их в собственной речи [3].

Велика роль пословиц и поговорок в коррекционном процессе. Данные фольклорные жанры составляют основу народной фразеологии. Пословицы и поговорки по содержанию можно разделить на различные темы, поэтому целесообразно их использование на логопедических занятиях при изучении конкретных лексических тем. Изучение этих малых фольклорных жанров благоприятствует формированию речи в целом, окрашивает и делает ее выразительнее, содействует пониманию смысловой стороны слова, переносного значения слова, дает возможность накопления и расширения словаря дошкольников [5].

Потешки, прибаутки, считалки, загадки и пословицы могут быть началом или концом занятия. Они являются хорошей переходной ступенькой к лексическим играм, которые служат для закрепления слоговой структуры, усвоения грамматических форм. Мы уточняем значение синонимических рядов, антонимов, фразеологических оборотов (лететь стрелой, бежать сломя голову).

Отталкиваясь от любой формы фольклора, можно проводить интересные лексические игры и упражнения:

1. Придумаем смешные слова (о свинье: если она много хрюкает – хрюкалка, если жирная – жирнушка, если грязная – грязнуля, грязнушка).

2. Пантомимы: «Давайте покажем, как гуси ходят, как ходит кот но лавочке».

3. Какую картинку ты нарисуешь к потешке или дразнилке?

4. Исправим небылицу: «По небу свинки летят».

5. Объяснялки.

6. Выбираем из считалок слова-действия, слова-признаки.

Мы учим находить характерные признаки предметов в необычной форме загадок, пословиц и поговорок, придумываем свои пословицы по аналогии: любишь кататься – люби и саночки возить / любишь играть – люби и убирать/ умел соврать – умей и отвечать.

Фольклор помогает автоматизировать поставленные звуки, начиная от потешек на звукоподражание до игр-диалогов и драматизации речевого материала.

Народные игры так же используются нами в коррекционной работе. Во многих сборниках по ознакомлению детей с русским народным творчеством описываются различные игры: «Ванька-встанька», «Два мороза», «Горшки», «Березка», «Капуста», «Баба-Яга». Они развивают речевую активность, общую моторику и навыки свободного общения детей друг с другом.

Таким образом, активное использование фольклора в играх, на занятиях, в повседневной жизни, во время праздников, развлечений, устраняет у детей общее недоразвитие речи, вносит разнообразие в жизнь, доставляет им радость, вызывает интерес к русскому языку. При этом обогащается словарный запас новой лексикой, устраняются дефекты звукопроизношения, закрепляется слоговая структура слова, происходит практическое усвоение грамматического строя родного языка, формируются навыки словоизменения и словообразования, развивается слуховая память, сообразительность, мышление.

Таким образом, можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи составляют особую категорию детей, нуждающуюся в специально организованной логопедической работе.

Компенсация и максимальное устранение недостатков речи детей является целью логопедического воздействия. Значительное место в системе коррекционного обучения занимает словарная работа. Актуальной проблемой современной логопедии является поиск результативных путей, способов и методов по развитию лексики дошкольников с рассматриваемой речевой патологией.

Устное народное творчество представляет собой великую педагогическую ценность. Произведения фольклора содействуют становлению личности ребенка в целом и его речи в частности. Изучение сказок, загадок, пословиц и поговорок является неотъемлемой составляющей работы по формированию, развитию и совершенствованию словаря детей. Устное народное творчество – наиболее перспективное средство коррекции лексики детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  2. Зотова И.В., Буженица А.С. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Вопросы науки и образования. 2018. № 5(17). С. 90–92.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для восп. дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 218 с.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для восп. дошк. образоват. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...

«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Художественная литература оказывает положительный эффект в развитии речи детей с ОНР. Дети не только "примеряют" на себе образы героев, но и учатся прослеживать весь сюжет истории, строить у...

Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...