Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста
статья
Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолетний опыт работы с малышами показал, что звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Бельтюкова,
воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34»,
г. Глазов Удмуртская республика
Устное народное творчество
как средство развития речевой активности детей раннего возраста
Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолетний опыт работы с малышами показал, что звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Особую важность приобретает фольклор в первые дни малыша пребывания в дошкольном учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому и маме. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство доверия и симпатии к взрослому, отвлечься от переживаний и успокоиться. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как умывание, одевание, кормление, укладывание спать, сопровождаемые словом тоже способствует созданию положительного эмоционального настроя.
Мой многолетний опыт работы с малышами показал, что для них более доступными являются малые фольклорные формы: пестушки, потешки, колыбельные песенки. Дети слушают их с интересом и выполняют движения соответствующие тексту. Поэтому мы поставили перед собой задачу использовать произведения устного народного творчества с целью развития у детей речевой активности.
Подбирая фольклорные произведения, мы обращали, внимание на то, чтобы они были просты, понятны по содержанию, побуждали к действию.
Ознакомление малышей с потешками мы проводили поэтапно:
Первый этап: развитие у детей интереса к новой потешке. Для этого мы использовали ее в режимных моментах, в игре, в повседневной деятельности.
Второй этап: рассматривание иллюстраций к потешке, обыгрывание ее с помощью игрушек.
Третий этап: повторное чтение потешки с обыгрыванием и побуждение детей к повтору потешки.
Четвертый этап: закрепление умения детей произносить потешку.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, малыши легко запоминали их, использовали в повседневной деятельности. С большим интересом слушали дети стихи и потешки, сочиненные воспитателями.
В фольклоре существует много потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Поэтому, для детей были подобраны произведения устного народного творчества, которые использовались во время пальчиковых игр. Перед своими маленькими слушателями мы ставили задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее с помощью рук.
Для достижения положительных результатов в развитии речевой активности детей, мы подключили родителей. Для этого провели консультацию «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка», обучающий семинар о пальчиковых играх, индивидуальные беседы об особенностях развития каждого ребенка. Родителям были предложены папки-передвижки с потешками, пальчиковыми играми, для закрепления материала дома.
В результате систематической работы у детей обогатился словарный запас, активизировалась речь, появился интерес к устному народному творчеству, к художественному слову. Наши воспитанники стали самостоятельно использовать потешки и пальчиковые игры в играх и повседневной деятельности.
Таким образом, наш опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста, способствует развитию речевой активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-124646-1476209060.jpg)
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»
Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.
Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст
Педагогическая копилкаПлан:1. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2. Условия и задачи развития речи3. Значение произведений устно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1057432-1698680049.jpg)
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей раннего возраста
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей в младшем дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449796-1673778573.jpg)
"Пальчиковые игры, как средство развития речевой активности детей раннего возраста"
Информация для коллег и родителей (законных представителей)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868233-1482124080.jpg)
Элементарное музицирование как средство развития речевой активности детей раннего возраста
Методическая разработка содержит обзор практического опыта воспитателя2 группы раннего возраста. Работа основана на материалах семинаров Т.Тютюнниковой "Учусь творить. Элементарное музицирование:...