«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Челышева Екатерина Александровна

Художественная литература оказывает положительный эффект в развитии речи детей с ОНР. Дети не только "примеряют" на себе образы героев, но и учатся прослеживать весь сюжет истории, строить умозаключения. Данный вид работы позволяет педагогам тренировать внимание, усидчивость, память детей, имеющих речевые нарушения, а также правильно выстроить беседу, что является немаловажным в развитии речи детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Подготовила воспитатель логопедической группы: Челышева Е.А.

Слайд 2

Актуальность темы Х удожественная литература сопровождает человека на протяжении всей его жизни, беря своё начало с детства. Пробуждать интерес к чтению книг и талантливо их прочесть – задача взрослых . Книги являются кладезью мудрости, опыта и знаний. Художественная литература обогащает эмоции, расширяет кругозор, учит ребенка правильно и красиво говорить, развивает воображение и является полезным и увлекательным времяпровождением . Работая в логопедической группе с детьми с ТНР (ОНР), воспитатели в своей работе сталкиваются с определенными сложностями, а именно у таких детей неустойчивое внимание, они не всегда понимают словесные инструкции, снижена познавательная активность и работоспособность. У детей с общим недоразвитием речи очень бедный, скудный словарь, речь неправильно оформлена грамматически. И именно художественная литература даёт замечательные образцы литературного языка.

Слайд 3

Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОНР Использование художественной литературы позволяет: 1)постепенно корректировать проблемы в развитии; 2) изучение пословиц, поговорок, стихов, рассказов, сказок, басен, а также их последующее обсуждение со взрослыми или сверстниками позволяют развивать словарный запас, расширять их представление об окружающем мире, об особенностях взаимодействия людей между собой на примере героев худ.произведений ; 3) формирует умение делать выводы, формулировать собственные умозаключения. Таким образом, развивается связная речь детей, как диалогическая, так и монологическая, обогащается её содержание, развивается умение детей использовать в речи различные грамматические формы и конструкции.

Слайд 4

Жанры художественной литературы в развитии и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи Выделяют следующие жанры художественной литературы: 1.Малые фольклорные формы сочетают в себе: слово, музыкальный ритм, напевность. Пословицы, поговорки, потешки – все это дети охотно повторяют и заучивают. В процессе работы с малыми фольклорными формами решаются важные коррекционно – образовательные задачи. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Многие сказки дают возможность для формирования словообразования, например: лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, рукавичка, морозко (употребление слов в уменьшительно – ласкательном значении). Усвоение притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий) как в сказке «Хвосты». Хорошо усваивается и закрепляется материал в игровой форме, например подбор антонимов в игре «Наоборот ». 2) Стихи широко включаются в круг детского чтения. При заучивании стихов у ребенка отрабатывается дикция, правильное произношение, выразительность речи, эмоциональные чувства . 3) Произведения о природе , о растениях, о животных – природоведческий жанр широко представлен в нашей детской литературе. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.

Слайд 5

Формы и методы работы по ознакомлению с художественной литературой в коррекционной работе с детьми с ОНР К традиционным формам работы над художественным произведением относят: чтение художественного произведения, беседа по содержанию, пересказ, пересказ в лицах, драматизация, заучивание стихотворений . Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий, используется при заучивании стихотворений . Также в своей при работе с художественным текстом можно использовать различные игры: игры – драматизации, настольные инсценировки , режиссерской игры, импровизации, фантазирования и т.д.

Слайд 6

Предметно-развивающая среда для самостоятельной и совместной деятельности детей Уголок «Театр»

Слайд 7

Уголок «речевого развития», «нравственно-патриотического воспитания» При знакомстве детей с новыми жанрами художественной литературы, малыми формами фольклора или другими жанрами, мы активно используем материал , находящийся в уголках: «Речевое развитие», «Театр», «Нравственно-патриотическое воспитание».

Слайд 8

Приобщение к художественной литературе посредством пальчиковых игр

Слайд 9

Вывод В целом, детская художественная литература является одним из универсальных средств развития речи детей указанной группы. Её использование при работе с детьми с ОНР способно принести достаточно высокие результаты. Она привлекательная и интересна для дошкольников, дети с удовольствием изучают сказки, разучивают стихи, учатся петь веселые песни, во время воспроизведения которых мышцы артикуляционного аппарата расслабляются, и воспроизведение речи даётся им легко, что подкрепляет уверенность в себе.

Слайд 10

Список использованной литературы и источников 1. Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, апреля 2021 г. / Отв. ред. М.Г. Заббарова . – Ульяновск: ФГБОУ ВО « УлГПУ им.И.Н. Ульянова», 2021. – 645 с . 2. https:// interactive-plus.ru/e-articles/729/Action729-552398.pdf 3. https:// urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/677266


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....