Программа по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Воробьёва Ольга Сергеевна

                                                                                 Пояснительная записка

 

 

Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством разнообразных учебных и методических текстов, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий, посещения вебинаров, семинаров и обучения на курсах повышения квалификации.

 

Нормативный срок освоения программы: 2023-2024 уч. год.

 

Основания для разработки планирования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».28 сентября  20120 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  4. Программа воспитания ДОУ «Детский сад № 18»
  5. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 18».
  6. Рабочая программа воспитателя младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста 

в процессе театрализованной деятельности»

                                                                                             

    Разработала:

воспитатель Воробьёва Ольга Сергеевна

                                                                                 Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством разнообразных учебных и методических текстов, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий, посещения вебинаров, семинаров и обучения на курсах повышения квалификации.

Нормативный срок освоения программы: 2023-2024 уч. год.

Основания для разработки планирования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».28 сентября  20120 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  4. Программа воспитания ДОУ «Детский сад № 18»
  5. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 18».
  6. Рабочая программа воспитателя младшей группы.

                                                                  Актуальность выбранной темы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры». (Раздел II, п.2.6.).

Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:

- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);

- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;

- соблюдение норм литературного языка;

- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.

Однако, я заметила, что у многих моих воспитанников возникают проблемы с устной речью: дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут спросить, ответить, вступить в диалог со взрослыми или сверстниками.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на создание таких педагогических условий, при которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, желания, а также оптимально использовать языковые возможности при взаимодействии с окружающими людьми.

Я считаю, что наиболее эффективно решить данную проблему возможно при помощи театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрального искусства огромны, тематика неограниченна.

В процессе театрализации обогащается словарь ребенка, развивается звуковая культура речи, формируется диалогическая речь.  Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно высказываться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я определила цель и задачи программы по самообразованию.

Цель и задачи Программы



Цель: Развитие профессиональных компетенций по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме, подобрать фольклорные и художественных произведения для драматизации.
  2. Освоить методики и технологии по использованию различных видов театра в работе с дошкольниками.
  3. Создать условия для успешного речевого развития дошкольников, включающие психолого-педагогические условия, методическое обеспечение и развивающую предметно-пространственную среду.
  4. Разработать комплексно-тематическое планирование.
  5. Провести вводную и итоговую диагностику по развитию речи воспитанников.
  6. Вовлечь родителей в образовательный процесс по речевому развитию своих детей.
  7. Обобщить педагогический опыт работы по теме среди коллег и родителей на различных уровнях.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1. Ребенок владеет устной речью, может обращаться с просьбами.

2. Осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. Сформированы обще речевые умения: речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи.

4. Владеет элементарными умениями и навыками актерского мастерства: пантомимика, интонационная выразительность, пение и ритмические движения.

5. Способен участвовать в диалогическом общении в процессе театрализации.

5. Проявляет интерес к драматизации стихов, песенок, потешек, сказок.

6. Сформированы элементарные основы речевой инициативы и речевой самостоятельности в театрализованной деятельности.

8. Применяет речевые умения в процессе постановки спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.



Для воспитателя:

1. Развиты профессиональные компетенции, способствующие решению задач речевого развития младших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

2. Разработаны сценарии и проведены спектакли на основе различных видов театра.

3. Разработано методическое обеспечение: различные игры, речевые упражнения, театральные этюды, игровые драматизации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована эмоционально комфортное образовательное пространство для каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Для родителей:

  1. Сформированы педагогические знания и практические умения по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.
  2. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения и группе, которую посещает ребенок.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
  4. Установлено единство с воспитателем в вопросах речевого развития своего ребенка.

                                                                     План деятельности по теме самообразования

  1. Изучение документов и методической литературы

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

1

Изучить методические пособия:

  1. Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013;
  2. Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016;

  3. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.:УЦ «Перспектива», 2010;

4) Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

5) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Сентябрь-октябрь 2023

2

Изучить и осуществить выбор педагогических технологий, методик и программ, способствующих развитию речи детей в процессе театрализованной деятельности:

1) Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар - М.: ВЛАДОС, 2003;

2) Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995;

3) Куревина О.А. «Синтез искусств» – М.: «Линка-Пресс»,  2003;

4) Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». – М.: «Мозаика-синтез», 2008;

5) Бодраченко И.В. «Театрализованные  музыкальные представления для детей», Москва, «Айрис-ПРЕСС», 2006;

6) Макарова Т., Горохова Л. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Сфера, 2005.

Сентябрь-октябрь 2023

3

Разработать театральные этюды, речевые игры и упражнения на основании методических пособий:

1) Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016;

3) Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах). – СПб,   «Детство-Пресс», 2001;

4) Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004;

5) Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.:, «АРКТИ», 2001;

6) Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.

7) Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991.

Октябрь-ноябрь 2023

  1. Методическая работа по самообразованию

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам развития речи детей на основе театрализованной деятельности

В течение года

2

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект включает:

  1. Комплексно-тематическое планирование.
  2. Картотеку «Речевые игры на основе народного фольклора».
  3. Картотеку театрализованных игр и театральных этюдов: «Заводная кукла», «Больной зуб», «Капризуля», «Насос», «Мячик», «Цветок распускается» и др.
  4. Картотеку инсценировок произведений народного фольклора: потешки, попевки, народные детские песенки «Солнышко-вёдрышко», «Тучка», «Дождик», «Два веселых гуся» и др.
  5. Сенсорные игры «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит?», «Угадай, кто позвал?» и др.
  6.  Картотеку дидактических игр для второй младшей группы
  7. Сценарии различных видов театра: «Курочка Ряба», «Репка», «Почему плакал котёнок», «Зайкина тётя», «Храбрые зайцы», «Как собака друга искала», «Почему кот моется после еды», «Лиса, заяц и петух» и др.
  8. Конспекты НОД  
  • Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (лепка) для 2 младшей группы  « Мы делили апельсин»
  • Занятие по художественно – эстетическому развитию (музыка) для второй младшей группы « Прогулка по осеннему лесу»
  • Конспект интегрированного занятия в младшей группе « Дружба и друзья»
  • Конспект занятия по окружающему миру для второй младшей группы « Фруктовый сад»
  • Конспект по речевому развитию для второй младшей группы « Сказка про пушистого котёнка»
  • Конспект интегрированного занятия  в младшей группе  « Моя дружная семья»
  • Конспект интегрированного занятия в младшей группе « Клоуны»
  • Конспект интегрированного занятия  в младшей группе« Приключения колобка»

9.Развлечения на основе игр-драматизаций

В течение года

3

Проектирование деятельности

- разработка творческих и познавательно-речевых проектов на основе театрализации Путешествие в мир театра

- разработка комплексно-тематического плана по теме самообразования.

В течение года

Сентябрь-октябрь 2023

4

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформить развивающие речевой и театральный центры «Речевой дворик», «Детский театр»;

- изготовить различные виды театра: пальчиковый, бибабо, дисковый, кружковый, теневой, театр масок, ножковый, театр на фланелеграфе;

- внести книги, иллюстрации к инсценируемым произведениям, атрибуты к театральным играм и постановкам;

- пополнить аудиотеку и видеотеку на основе произведений фольклора, детской литературы и мультфильмов.

Сентябрь – декабрь 2023

  1. Работа с детьми

1

Создание психологически комфортного образовательного пространства

  1. Применить в совместной деятельности формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников младшей группы.
  2. Способствовать доброжелательным отношениям малышей друг к другу в процессе театрализации.
  3. Эмоционально вовлекать детей в деятельность, поддерживать атмосферу непринуждённой обстановки.

Постоянно

2

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Октябрь 2023,

Май 2024

  1. Работа с родителями

1

Разработка консультаций, рекомендаций и памяток для родителей

- «Что такое сюжетно-ролевая игра?»,

-  «Роль сказки в развитии речи ребенка»,

- «Задачи, стоящие перед семьёй и дошкольным образовательным учреждением по развитию речи ребенка»,

- «Как правильно учить с детьми стихи»,

- «Любимые сказки детей нашей группы».

В течение года

2

Разработка буклетов папок-передвижек:

- «Как развить речь ребенка»;

- «Любимые сказки детей нашей группы»;

- «Моя театральная семья»;

- «Театр и дети»;

- «Театрализованные игры с детьми дома»;

- «Как приобщить ребенка к литературе»;

- «Как читать стихи и сказки».

Ноябрь 2023,

Февраль 2024,

Апрель 2024

3

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

- родительское собрание: «Что такое «Детский театр»;

- мастер-класс: «Основы кукловождения».

- консультации: «Игровые формы взаимодействия с детьми в театрализованной деятельности»; «Как развивать творческие способности у ребенка?», «Театральные игры для малышей» и др.;

- развлечения на основе игр-драматизаций: «В гостях у Петрушки», «Ой ты, Зимушка-зима!», «В гостях у бабушки».

В течение года

  1. Взаимодействие с педагогами и социальными партнерами

1

Взаимодействие с педагогами

- проведение совместных досуговых мероприятий: «Книжкины друзья», «Театральный конкурс»

- проведение мастер-класса по сказкотерапии «Применение театрализованных игр для развития речи дошкольников»,

- консультации-презентации: «Виды театрализованных игр»,   «Развитие активной речи у дошкольников посредством драматизации».

В течение года

2

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с библиотекой: «Путешествие в сказку», «Юные артисты»;

- с Домом культуры: драматизация детских сказок «Репка», «Колобок» на сцене Дома культуры

В течение года, по плану

взаимодействия с социальными партнерами

  1. Обобщение результатов по теме самообразования

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:

  1. Проектов:

- «Как у наших у ворот»;

- «Забавы вокруг печки»;

- «Сказки нашего детства».

2. Презентаций:

- «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»;

- «Дидактические игры на основе сказок».

3. Выступлений:

- «Театрализованные игры как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»;

- «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе».

4. Публикации:

- «Взаимодействия с родителями по развитию речи детей на основе театрального искусства».

В течение года

Февраль 2024

Март 2024

Март 2024

Апрель 2024

Май 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Презентация для родителей "Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность дома позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания....

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

Презентация к познавательно-творческому проекту по развитию детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"Маска"

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постанов...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...