Программа по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством разнообразных учебных и методических текстов, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий, посещения вебинаров, семинаров и обучения на курсах повышения квалификации.
Нормативный срок освоения программы: 2023-2024 уч. год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».28 сентября 20120 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
- Программа воспитания ДОУ «Детский сад № 18»
- Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 18».
- Рабочая программа воспитателя младшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
в процессе театрализованной деятельности»
Разработала:
воспитатель Воробьёва Ольга Сергеевна
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, которые были выявлены в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством разнообразных учебных и методических текстов, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий, посещения вебинаров, семинаров и обучения на курсах повышения квалификации.
Нормативный срок освоения программы: 2023-2024 уч. год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».28 сентября 20120 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
- Программа воспитания ДОУ «Детский сад № 18»
- Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 18».
- Рабочая программа воспитателя младшей группы.
Актуальность выбранной темы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры». (Раздел II, п.2.6.).
Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:
- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;
- соблюдение норм литературного языка;
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
Однако, я заметила, что у многих моих воспитанников возникают проблемы с устной речью: дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут спросить, ответить, вступить в диалог со взрослыми или сверстниками.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на создание таких педагогических условий, при которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, желания, а также оптимально использовать языковые возможности при взаимодействии с окружающими людьми.
Я считаю, что наиболее эффективно решить данную проблему возможно при помощи театрализованной деятельности.
Воспитательные возможности театрального искусства огромны, тематика неограниченна.
В процессе театрализации обогащается словарь ребенка, развивается звуковая культура речи, формируется диалогическая речь. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно высказываться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я определила цель и задачи программы по самообразованию.
Цель и задачи Программы
Цель: Развитие профессиональных компетенций по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности.
Задачи:
- Изучить литературу по теме, подобрать фольклорные и художественных произведения для драматизации.
- Освоить методики и технологии по использованию различных видов театра в работе с дошкольниками.
- Создать условия для успешного речевого развития дошкольников, включающие психолого-педагогические условия, методическое обеспечение и развивающую предметно-пространственную среду.
- Разработать комплексно-тематическое планирование.
- Провести вводную и итоговую диагностику по развитию речи воспитанников.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс по речевому развитию своих детей.
- Обобщить педагогический опыт работы по теме среди коллег и родителей на различных уровнях.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1. Ребенок владеет устной речью, может обращаться с просьбами.
2. Осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. Сформированы обще речевые умения: речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи.
4. Владеет элементарными умениями и навыками актерского мастерства: пантомимика, интонационная выразительность, пение и ритмические движения.
5. Способен участвовать в диалогическом общении в процессе театрализации.
5. Проявляет интерес к драматизации стихов, песенок, потешек, сказок.
6. Сформированы элементарные основы речевой инициативы и речевой самостоятельности в театрализованной деятельности.
8. Применяет речевые умения в процессе постановки спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.
Для воспитателя:
1. Развиты профессиональные компетенции, способствующие решению задач речевого развития младших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
2. Разработаны сценарии и проведены спектакли на основе различных видов театра.
3. Разработано методическое обеспечение: различные игры, речевые упражнения, театральные этюды, игровые драматизации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована эмоционально комфортное образовательное пространство для каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Для родителей:
- Сформированы педагогические знания и практические умения по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.
- Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения и группе, которую посещает ребенок.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
- Установлено единство с воспитателем в вопросах речевого развития своего ребенка.
План деятельности по теме самообразования
- Изучение документов и методической литературы
Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки выполнения | |
1 | Изучить методические пособия: |
4) Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;5) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. | Сентябрь-октябрь 2023 |
2 | Изучить и осуществить выбор педагогических технологий, методик и программ, способствующих развитию речи детей в процессе театрализованной деятельности: | 1) Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар - М.: ВЛАДОС, 2003; 2) Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995; 3) Куревина О.А. «Синтез искусств» – М.: «Линка-Пресс», 2003; 4) Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». – М.: «Мозаика-синтез», 2008; 5) Бодраченко И.В. «Театрализованные музыкальные представления для детей», Москва, «Айрис-ПРЕСС», 2006; 6) Макарова Т., Горохова Л. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Сфера, 2005. | Сентябрь-октябрь 2023 |
3 | Разработать театральные этюды, речевые игры и упражнения на основании методических пособий: | 1) Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012; 2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016;3) Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах). – СПб, «Детство-Пресс», 2001; 4) Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004; 5) Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.:, «АРКТИ», 2001; 6) Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. 7) Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. | Октябрь-ноябрь 2023 |
| |||
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам развития речи детей на основе театрализованной деятельности | В течение года |
2 | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Учебно-методический комплект включает:
9.Развлечения на основе игр-драматизаций | В течение года |
3 | Проектирование деятельности | - разработка творческих и познавательно-речевых проектов на основе театрализации Путешествие в мир театра - разработка комплексно-тематического плана по теме самообразования. | В течение года Сентябрь-октябрь 2023 |
4 | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформить развивающие речевой и театральный центры «Речевой дворик», «Детский театр»; - изготовить различные виды театра: пальчиковый, бибабо, дисковый, кружковый, теневой, театр масок, ножковый, театр на фланелеграфе; - внести книги, иллюстрации к инсценируемым произведениям, атрибуты к театральным играм и постановкам; - пополнить аудиотеку и видеотеку на основе произведений фольклора, детской литературы и мультфильмов. | Сентябрь – декабрь 2023 |
| |||
1 | Создание психологически комфортного образовательного пространства |
| Постоянно |
2 | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | Октябрь 2023, Май 2024 |
| |||
1 | Разработка консультаций, рекомендаций и памяток для родителей | - «Что такое сюжетно-ролевая игра?», - «Роль сказки в развитии речи ребенка», - «Задачи, стоящие перед семьёй и дошкольным образовательным учреждением по развитию речи ребенка», - «Как правильно учить с детьми стихи», - «Любимые сказки детей нашей группы». | В течение года |
2 | Разработка буклетов папок-передвижек: | - «Как развить речь ребенка»; - «Любимые сказки детей нашей группы»; - «Моя театральная семья»; - «Театр и дети»; - «Театрализованные игры с детьми дома»; - «Как приобщить ребенка к литературе»; - «Как читать стихи и сказки». | Ноябрь 2023, Февраль 2024, Апрель 2024 |
3 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - родительское собрание: «Что такое «Детский театр»; - мастер-класс: «Основы кукловождения». - консультации: «Игровые формы взаимодействия с детьми в театрализованной деятельности»; «Как развивать творческие способности у ребенка?», «Театральные игры для малышей» и др.; - развлечения на основе игр-драматизаций: «В гостях у Петрушки», «Ой ты, Зимушка-зима!», «В гостях у бабушки». | В течение года |
| |||
1 | Взаимодействие с педагогами | - проведение совместных досуговых мероприятий: «Книжкины друзья», «Театральный конкурс» - проведение мастер-класса по сказкотерапии «Применение театрализованных игр для развития речи дошкольников», - консультации-презентации: «Виды театрализованных игр», «Развитие активной речи у дошкольников посредством драматизации». | В течение года |
2 | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «Путешествие в сказку», «Юные артисты»; - с Домом культуры: драматизация детских сказок «Репка», «Колобок» на сцене Дома культуры | В течение года, по плану взаимодействия с социальными партнерами |
| |||
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме:
- «Как у наших у ворот»; - «Забавы вокруг печки»; - «Сказки нашего детства». 2. Презентаций: - «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»; - «Дидактические игры на основе сказок». 3. Выступлений: - «Театрализованные игры как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»; - «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе». 4. Публикации: - «Взаимодействия с родителями по развитию речи детей на основе театрального искусства». | В течение года Февраль 2024 Март 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".
Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников в рамках дополнительного образования....
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
....
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...
Презентация для родителей "Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность дома позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания....
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...
Презентация к познавательно-творческому проекту по развитию детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"Маска"
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постанов...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...