Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
консультация на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Консультация для родителей
«Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Подготовила:
воспитатель
Чиндяйкина Татьяна Федоровна
Нягань
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
И физическое, и психическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным (чувствительный) для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, происходят изменения в его эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется, её необходимо развивать.
Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.
Для себя определила важность организации театрализованной деятельности для эмоционального развития дошкольников и считаю ее приоритетной в своей педагогической работе.
Основная цель - создание условий для эмоционального развития дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Данную цель решаю через следующие задачи:
– развивать социальный и эмоциональный потенциал ребенка;
– формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образы персонажей;
– воспитывать умение сопереживать героям произведения;
– развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;
–развивать творческую инициативу;
– побуждать детей вступать в диалог друг с другом.
Для решения задач по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности использовала ряд методов и форм работы.
Прежде всего у детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать интерес к театрализованным играм. Развитие интереса я добивалась путем просмотра детьми небольших кукольных спектаклей, которые я организовывала, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем развивала желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Перчаточные и другие театральные куклы использовала на занятиях и в повседневной жизни, общении. От лица кукол благодарила и хвалила детей, здоровалась и прощалась. Также в ход занятий, вечеров развлечений включала фрагменты драматизации, переодеваясь в специальные костюмы, меняя голос и интонацию.
Основной формой организации театрализованной деятельности являются театрализованные игры. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.
В своей работе использую режиссерские игры и игры драматизации, которые отличаются между собой ведущими способами эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет .
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)
• баночный и т. д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В младшем дошкольном возрасте для развития эмоционального состояния я использовала:
Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
Игра – имитация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод для грустного зайчика»).
Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», Е. Чарушин «Утка с утятами») .
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя») .
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»). Особое внимание при построении таких игр я уделяла способам передачи действий (мимике и пантомимике, эмоциональному раскрепощению детей.
Итогом работы в этом году по театрализованной деятельности стала постановка сказки Теремок. Если в начале года дети были «зажаты», то к концу года благодаря таким играм – занятиям ребята научились, не стесняясь, использовать мимику, жесты в инсценировке сказки. В мае на общем празднике для родителей мы планируем постановку сказки Репка.
Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно. Для поддержания инициативы, интереса к театральному творчеству и импровизации создала в группе условия для театрализованной игры. В группе изготовлен театральный подиум для творческого самовыражения и передачи эмоционального состояния, оформлены разные виды театра (фото).
Благодаря этому дети постепенно включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные импровизации знакомых сказочных сюжетов.
И в заключении хочу сказать. Дети! Они все разные! Одни – шумные, демонстративные, другие – зажатые, закомплексованные. А театрализованные игры учат одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, т. е. адекватно реагировать в той или иной ситуации. Моя работа помогла робким детям преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, стать более раскрепощенными, активными в общении друг с другом, разговорчивее со взрослыми. Кроме этого, у всех малышей, без исключения, появилось желание играть в театрализованные игры, показывать сказки друг другу.
В дальнейшем я намерена продолжать начатую работу, так как уверена, что театрализованные игры знакомят малышей с миром прекрасного, расширяют представления об окружающем, побуждают к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и воображение, способствуют развитию положительных эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохр...
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...
Презентация опыта по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр через кружковую деятельность» 2020 г.
В этой работе Вы познакомитесь с целью и задачами кружка, который я веду с 2002 года; организационными моментами ведения занятий (разработанной мною моделью структуры НОД кружка), ре...
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стан...