Деловая игра для педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста "Педагогический экспресс"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Деловая игра для педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста "Педагогический экспресс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi_7_2024.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк»
Деловая игра для педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста «Педагогический экспресс».
Выполнила: воспитатель Николаева Ольга Геннадьевна
2024 год
Речь – это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи: повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития; развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания; развивать творческую активность участников.
Оборудование: карточки – ребусы, карточки с заданиями для команд (см. приложения), методические пособия по развитию речи детей по любой программе, проблемные карты по речевому развитию детей по итогам диагностики речевого развития в разных возрастных группах, листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.
Участники игры делятся на две команды, придумывают название, девиз.
Представление членов жюри.
ХОД ИГРЫ.
Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.
Развитие речи — главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития — доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности. Деловая игра поможет систематизировать некоторые знания и умения в данной области.
1 Задание. "Разминка".
Вопросы задаются поочередно каждой команде. Педагоги должны быстро односложно («Да» или «Нет») отвечать на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь - это запас слов, которые ребенок использует в речи. (Да)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Пассивный словарь - это запас слов, которые ребенок не использует в речи, но понимает их, когда слышит. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2 Задание. «Пословицы и поговорки».
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Команда № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.
Команда № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет.
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.
3 Задание. «Кроссворды».
Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.
Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.
4 Задание. Конкурс капитанов «Представление».
1)Капитаны команд при помощи пантомимы изображают известные русские пословицы:
-«Слезами горю не поможешь»,
-«Душа в пятки ушла».
-«Не так страшен чёрт, как его малюют»,
-«Волков бояться - в лес не ходить».
5 Задание. Конкурс «Ромашка».
-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.
Предлагаем вспомнить:
1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .
6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).
9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.
10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
6 Задание. «И снова сказки».
Вспомните название сказки:
Вопросы 1 команде:
- Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)
- Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Сказка о ветеринаре («Доктор Айболит»)
- Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)
- Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё-таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)
Вопросы 2 команде:
- Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»)
- Сказка о трудолюбивой девочке («Золушка»)
- Сказка о лесном общежитии («Теремок»)
- Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)
- Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)
7 Задание. Психолого – педагогическая консультация.
Задание: «Решить задачи» — каждая команда выбирает карточку – задачу.
1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.
Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?
Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из — за несовершенства речедвигательного аппарата.
2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?
Автономная речь — употребляются облегченные слова (АВ – АВ), искаженные слова (МОКО – молоко), придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел)
Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т.е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.
8 Задание. Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
- Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
- Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
- Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
- Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
- Ши – ши – ши — гуляют …(наши малыши).
2 команда.
- За – за – за — в поле… (бегает коза).
- Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
- Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
- Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
- Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).
Итог деловой игры. Рефлексия.
А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Ведущий читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).
Культура речи.
Солнце – это воспитатель! (прикрепляет изображение солнца)
Он образец красивой речи.
Освещая путь детишкам, (прикрепляет фото детей)
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (2 облака с надписью «вербальное общение», «невербальное общение»)
В них своё хитросплетение.
Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями).
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво,
Появилась радуга. (Прикрепляется радуга, на каждой дуге выделенные слова).
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко,
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло.
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая!
Ведь от неё поет душа!
Сей стих приобретет известность.
И в этом есть свой толк, уместность.
Туча темная – ошибки. (Изображение тучи).
Будем исправлять все дружно. (Изображение зонтика над фотографиями детей).
Вот задача педагога –
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью,
Её величеством и силой.
Ну, а знания о речи
Только радость приносили!
Итак, все станции нашего педагогического экспресса пройдены, сейчас наступает самый важный момент. Пришло время подвести итоги и узнать, чья команда стала победителем. Кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. Когда мы вместе – мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения.
Слово предоставляется жюри.
Я благодарю всех участников за доставленное удовольствие и отличное настроение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи в игровой деятельности"
Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. Повысить компетентность пе...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Делаовая игра для педагогов позволяет уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников; активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития р...
Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"....
«Деловая игра» с педагогами «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи: - повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно –патриоти...
Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками для развития речи детей дошкольного возраста»
Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?Играм с цветными прищепками неоднократно уделялось внимание многих педагогов – практиков. Цвет, мелкая моторика,...