ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
материал по логопедии

Делаовая игра для педагогов  позволяет уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников;  активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников; повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ    ИГРА   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель:

1.Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4.Закреплять умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на формирование и коррекцию фонематических процессов у дошкольников

5. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Оборудование:  фишки, смайлики, книги «Рукавичка», «Три медведя», карандаши,  цветные мелки, 2 мольберта, карточки .

Ход мероприятия:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или Да)

Хочу представить членов жюри, которые будут оценивать игру.

  • Заведующая  детского сада
  • Заместитель заведующей

Жюри оценивает каждый конкурс  смайликом.

Выберем капитанов команд. (Проведем жеребьевку). Назовите числа от 1 до 10. У кого самое большее число, тот – капитан команды. Итак, мы начинаем.

Основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Развитие словаря.
  3. Формирование грамматической стороны речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Ознакомление с художественной литературой.
  6. Подготовка детей к обучению грамоте.
  7. Развитие речевого дыхания, выразительности речи

Конкурс «Блиц».

Побеждает команда, набравшая большее количество  правильных ответов.

  1. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
  2. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  3. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
  4. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
  5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
  6. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  7. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  8. Придумайте слово, в котором  букв меньше, чем звуков (яблоко).
  9. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
  10. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
  12. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
  13. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
  14. Продолжите:  одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
  15. Что такое фонема? (звук).

Конкурс «Путаница».

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие  тем самым привычный смысл.

  1. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
  2. Море луковое ( горе ) м –г.
  3. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
  4. Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.

  1. На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
  2. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.
  3. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
  4. На горе и шапка горит (воре) г – в.
  5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
  6. Больше дела, меньше снов  (слов) н – л.
  7. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
  8. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Конкурс «Правильные ответы»

Найти правильные ответы,  соединить  стрелками.

1

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

4

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

5

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

6

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

7

Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

8

Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

9

Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.

10

Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

1

Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.

2

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

3

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

5

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

6

Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

7

Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

8

Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

9

Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.

10

Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны придумать чистоговорку.

(Са-са-са- прилетела к нам оса.)

1 команда.

  • Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

2 команда.

  • Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

Конкурс «Ударение».

Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение.

1 команда.

глАжение

квАшение

газопрОвод

столЯр

звонИт

слИвовый

2 команда.

крАшение

обеспЕчение

мусоропрОвод

договОр

красИвее

каталОг

Конкурс  «Подбери слова родственники»

Подобрать однокоренные слова  (слова-родственники)

Лед –ледок, ледниковый, ледовый, ледокол, ледоруб, обледенение, подледный,  ледянка

Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимующие, зимородок, зимовье, озимый,  зимостойкий, зимовка,  зазимовать, предзимний, по-зимнему, зимник.

Снег – снеговик, снежный, снежинка, снегурочка, снегоход, снегопад, снегоочиститель, снегирь, подснежник, снегоход, белоснежный, снежок

Конкурс «Почему так говорят».

Разъяснить смысл фразеологизма  (фразы).

1 команда.

  • Зубы заговаривать   (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).

  • Козел отпущения  (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).

  • Дамоклов меч  (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).

2 команда.

  • Вилами по воде писано  (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).

  • Ошеломить  (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).

  • Тянуть канитель  (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).

Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

 «Язык до Киева доведет»

 «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Конкурс «Прочитай стихотворение».

- как дошкольник

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

- как школьник, не выучивший урок

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду-

Я в траве его найду

Конкурс «Расскажи сказку по-другому»

Рассказать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца.

  •  «Рукавичка» от лица рукавички

  •  «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михаила Потапыча.

Карточки –задания   для команд

1

Слово

слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

2

Речь

 умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

3

Активный словарь

основная лексическая единица, выражающая понятие.

4

Формирование грамматического строя речи

целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

5

Диалог

индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

6

Рассказ

ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.

7

Рассказ – повествование

разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8

Беседа

рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

9

Скороговорка

работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

10

Фонематический слух

самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

1

Звук речи

смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

2

Развитие речи

ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

3

Словарная работа

творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4

Пассивный словарь

речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

5

Связная речь

минимальная, нечленимая речевая единица.

6

Монолог

текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

7

Рассказ – описание

обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

8

Пересказ

слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

9

Дикция

выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

10

Чистоговорка

внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.

1

ЛА-ЛА-ЛА-

2

Крашение, обеспечение, мусоропровод, договор, красивее, каталог 

3

ЗИМА

4

Вилами по воде писано 

 

Ошеломить  

Тянуть канитель  

5

ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ 

6

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

7

«Рукавичка»

1

РА-РА-РА-

2

Глажение, квашение, газопровод, столяр, звонит, сливовый

3

СНЕГ

4

Зубы заговаривать 

  

Козел отпущения  

Дамоклов меч  

 

5

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА 

6

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду-

Я в траве его найду

7

«Три медведя»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/Smiley.svg/200px-Smiley.svg.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...