ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
материал по логопедии
Делаовая игра для педагогов позволяет уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников; активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников; повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель:
1.Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.
2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
4.Закреплять умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на формирование и коррекцию фонематических процессов у дошкольников
5. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Оборудование: фишки, смайлики, книги «Рукавичка», «Три медведя», карандаши, цветные мелки, 2 мольберта, карточки .
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Хочу представить членов жюри, которые будут оценивать игру.
- Заведующая детского сада
- Заместитель заведующей
Жюри оценивает каждый конкурс смайликом.
Выберем капитанов команд. (Проведем жеребьевку). Назовите числа от 1 до 10. У кого самое большее число, тот – капитан команды. Итак, мы начинаем.
Основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие словаря.
- Формирование грамматической стороны речи.
- Развитие связной речи.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
- Развитие речевого дыхания, выразительности речи
Конкурс «Блиц».
Побеждает команда, набравшая большее количество правильных ответов.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
- Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
- Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
- Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
- Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
- Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
- Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).
- Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
- Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
- Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
- Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
- Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
- Продолжите: одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
- Что такое фонема? (звук).
Конкурс «Путаница».
Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.
- Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
- Море луковое ( горе ) м –г.
- Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
- Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.
- На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
- Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.
- От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
- На горе и шапка горит (воре) г – в.
- Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
- Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
- Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
- Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.
Конкурс «Правильные ответы»
Найти правильные ответы, соединить стрелками.
1 | Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. |
2 | Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка. |
3 | Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) . |
4 | Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) . |
5 | Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией. |
6 | Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события. |
7 | Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени. |
8 | Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. |
9 | Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. |
10 | Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию. |
1 | Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица. |
2 | Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. |
3 | Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей. |
4 | Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. |
5 | Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. |
6 | Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям. |
7 | Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему. |
8 | Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. |
9 | Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. |
10 | Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. |
Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны придумать чистоговорку.
(Са-са-са- прилетела к нам оса.)
1 команда.
- Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
2 команда.
- Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
Конкурс «Ударение».
Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение.
1 команда.
глАжение
квАшение
газопрОвод
столЯр
звонИт
слИвовый
2 команда.
крАшение
обеспЕчение
мусоропрОвод
договОр
красИвее
каталОг
Конкурс «Подбери слова родственники»
Подобрать однокоренные слова (слова-родственники)
Лед –ледок, ледниковый, ледовый, ледокол, ледоруб, обледенение, подледный, ледянка
Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимующие, зимородок, зимовье, озимый, зимостойкий, зимовка, зазимовать, предзимний, по-зимнему, зимник.
Снег – снеговик, снежный, снежинка, снегурочка, снегоход, снегопад, снегоочиститель, снегирь, подснежник, снегоход, белоснежный, снежок
Конкурс «Почему так говорят».
Разъяснить смысл фразеологизма (фразы).
1 команда.
- Зубы заговаривать (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
- Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
- Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
2 команда.
- Вилами по воде писано (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
- Ошеломить (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
- Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
Творческий конкурс.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
«Язык до Киева доведет»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Конкурс «Прочитай стихотворение».
- как дошкольник
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
- как школьник, не выучивший урок
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду-
Я в траве его найду
Конкурс «Расскажи сказку по-другому»
Рассказать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца.
- «Рукавичка» от лица рукавички
- «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михаила Потапыча.
Карточки –задания для команд
1 | Слово | слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) . |
2 | Речь | умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию. |
3 | Активный словарь | основная лексическая единица, выражающая понятие. |
4 | Формирование грамматического строя речи | целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. |
5 | Диалог | индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка. |
6 | Рассказ | ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. |
7 | Рассказ – повествование | разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией. |
8 | Беседа | рассказ, сюжет которого развертывается во времени. |
9 | Скороговорка | работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) . |
10 | Фонематический слух | самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события. |
1 | Звук речи | смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. |
2 | Развитие речи | ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. |
3 | Словарная работа | творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. |
4 | Пассивный словарь | речь одного собеседника, обращенная к слушателям. |
5 | Связная речь | минимальная, нечленимая речевая единица. |
6 | Монолог | текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему. |
7 | Рассказ – описание | обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей. |
8 | Пересказ | слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. |
9 | Дикция | выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. |
10 | Чистоговорка | внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. |
1 | ЛА-ЛА-ЛА- |
2 | Крашение, обеспечение, мусоропровод, договор, красивее, каталог |
3 | ЗИМА |
4 | Вилами по воде писано
Ошеломить Тянуть канитель |
5 | ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ |
6 | Зайку бросила хозяйка Под дождем остался зайка Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок |
7 | «Рукавичка» |
1 | РА-РА-РА- | |
2 | Глажение, квашение, газопровод, столяр, звонит, сливовый | |
3 | СНЕГ | |
4 | Зубы заговаривать
Козел отпущения Дамоклов меч
| |
5 | БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА | |
6 | У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду- Я в траве его найду | |
7 | «Три медведя» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...