Что могут сделать родители для развития речи своих детей
консультация по развитию речи
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_mogut_sdelat_roditeli_dlya_razvitiya_rechi_svoih_detey.docx | 55.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что могут сделать родители для развития речи своих детей?»
Что могут сделать родители для развития речи своих детей?
Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть.
Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: "Что нарисовано на картинке? ", "Как можно назвать их одним словом? ", "Где растут фрукты? ", "Что можно сделать из фруктов? " После беседы объяснить: "Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки".
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например:
"Чудесный мешочек". В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.
"Что из чего сделано?". Взрослый говорит ребёнку: " В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.
"Кто как работает?". Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?
(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.
"Правильно ли я сказал?". Взрослый говорит ребёнку: "Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.
"Скажи наоборот". Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а ребёнок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек» («У меня много игрушек") и т. д.
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи различные потешки, пословицы, поговорки, загадки.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.
Рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки", "каменное сердце"). В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.
Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: "Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют.
Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется монологической речью.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.
Несколько советов для родителей:
1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.
2. Читайте художественную литературу ежедневно.
3. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.
4. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.
5. Предложите ребёнку соревнование "Чья сказка лучше? ", "Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи.
6. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.
7. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?"
В консультации даны рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста. Маретиал будет полезен и специалистам, работающим с детьми раннего возраста....
Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...
Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...
Роль родителей в развитии речи своего ребенка
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи...
Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.
Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда....
Что может сделать родитель для развития речи своего ребенка?
Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо эффективнее занятия станут, если вы будете принимать больше участия в развитии речевых на...
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»...