Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.
статья
Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации логопеда | 130.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда: что нужно знать родителям о развитии речи своих детей (из опыта работы) Учитель-логопед Валевич Наталья Владимировна |
Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.
Грамотная речь способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление. Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи, особенно в первые несколько лет его жизни.
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время. Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения.
В этой статье мы расскажем об этапах становления речи, их особенностях и дадим родителям некоторые рекомендации и советы.
К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов – это обиходная речь и некоторые простые словесные инструкции. Первые слова, звукосочетание могут выражать разные значения.
Советы для родителей:
- Общайтесь с малышом большую часть времени.
- Используйте коротенькие стишки-потешки.
- Говорите четко и по возможности медленно.
- В младенческом возрасте допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения.
- Отвечайте на звуки, издаваемые ребенком, произносите звуки вместе с ним.
- Во время общения с ребенком не забывайте про визуальный контакт. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему.
- Показывайте ребенку окружающие его предметы, называя их
- Сопровождайте свои действия комментариями к ним
- Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики. Применяйте массаж, побуждайте ребенка захватывать и удерживать игрушки, используйте приспособления для игр, изготовленные из различных материалов.
После года многие родители замечают, что ребенок не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь, он пользуется только уже знакомыми понятиями, освоенными в годовалом возрасте. Наберитесь терпения – от года до 1,5 лет происходит накопление пассивного словаря. Продолжайте общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.
Советы для родителей:
- Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.
Показывайте ребенку новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их со зрительными и тактильными образами. - Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («ту-ту», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («ехать», «кушать»).
- Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.
- Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».
- Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что ребенок не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, о чем идет речь.
От 1,5 лет до 3 лет происходит, так называемый, «лексический взрыв» и ребенок начинает говорить фразами. Теперь ребенок активно извлекает слова из накопленного словаря и учится их использовать.
Советы для родителей:
- Продолжайте разговаривать с ребенком, говорите четко и внятно, но уже с нормальной скоростью.
- Создавайте различные ситуации и проговаривайте их.
- Используйте разнообразные формы подачи информации (стишки, песенки, потекши, сказки).
- Превращайте свое повествование о предметах и явлениях в небольшой рассказ. Широко применяйте в своей речи прилагательные, местоимения, наречия.
- Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая и давая высказаться. Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы).
- Исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Например, ребенок сообщает: «Мама, ав-ав дёт!», — мама тут же реагирует: «Да, собака идет». Тут же можно перейти к описанию: «Собака говорит „ав-ав“, у нее четыре лапы, острые зубы и хвост».
- Помогайте ребенку усложнять собственную речь: «Дем гулять!» — «Данила идет гулять на улицу».
- Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи:
- принести предметы, не находящиеся в поле его зрения;
- обратиться к другим взрослым с просьбой;
- найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества;
- поручите выполнить ряд последовательных действий (возьми машинку и положи на полку; собери бумажки и выбрось в ведро).
3-4 года — этап освоения связной речи. В это время происходит качественный скачок в развитии речи: ребенок сопровождает речью свои действия, развивается способность разговаривать с персонажем, ребенок активно общается с другими детьми. В этом возрасте дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Но для активного и правильного речевого развития необходимо, чтобы ребенок постоянно находился в языковой среде.
Советы для родителей:
- Увеличивайте объем новой информации – изучайте, объясняйте новые слова и понятия. Для этого пользуйтесь иллюстрированными книгами, реальными предметами.
- Исправляйте аграмматизмы ребенка (неправильные окончания слов, формы глаголов, например, «продавает» и т.д.)
- Задавайте вопросы по содержанию книги, фильма, жизненной ситуации и старайтесь не допускать односложного ответа – добивайтесь максимально полного описания ситуации.
- Не подменяйте личное общение с ребенком просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!
5-8 лет. В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет ребенок понимает порядка 13 000 слов, правильно использует местоимения и понимает разницу между ними. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.
Советы для родителей:
- Практикуйте совместное чтение и обсуждение прочитанного.
- Сочиняйте вместе с ребенком истории, сказки. Можно из этих историй делать книжки, украшать их рисунками и, таким образом, создать собственную авторскую библиотеку!
- Расширяйте познания ребенка об уже известных предметах. Для этого очень полезны экскурсии в музеи, совместные прогулки, поездки, изготовление поделок.
- Спрашивайте ребенка о прошедшем дне, покажите ваш интерес к его жизни. Старайтесь ежедневно обмениваться историями о прошедшем дне.
У каждого этапа развития речи есть свои нюансы, от которых зависит помощь родителей, их взаимодействие с ребенком. Но для любого возраста есть общие правила, которые необходимо соблюдать:
- Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях – в сознании и памяти откладывается информация, слова, предложения.
- Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
- Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких. Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
- При разговоре с ребенком старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
Детство – особый период в жизни маленького человека. Задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, принимайте активное участие в развитии своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....
Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста
В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...
Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни
Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.Иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности...
Консультация «Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка ».
Консультация«Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка »....
«Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША
Вот и настал тот долгожданный день, когда Ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этот мир он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалис...
Что могут сделать родители для развития речи своих детей
консультация...