Речевое развитие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_konspekta_zanyatiya_2024.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей старшей группы
Тема: «Путешествие в страну красивой речи»
Воспитатель:
Миненко Е.В.
высшая квалификационная категория
Используемые технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Технология деятельностного подхода;
Игровые технологии;
ИКТ-технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Санкт-Петербург
2024 год
Цель:
Задачи:
- Образовательные
- совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения
словообразования;
- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
- учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием
разглаживания пластилина по контуру.
- Развивающие
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
- развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Воспитательные
- воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в
сложившейся ситуации;
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок, просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок.
Материалы к занятию:
- воздушный шар, письмо, «Лучи солнышка» с заданиями, мелодия «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, пластилин, колокольчик.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей перед занятие | Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно. Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии. - А что такое фантазия? Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Включается сказочная музыка) | Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет. - Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила: Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Громко, четко, говорим, Никуда мы не спешим. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать. Все правильно и внятно, Что б было всем понятно. |
Мотивация | Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем. Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех» | |
Проблематизация | Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны? Сначала нам надо отгадать загадку: Среди поля голубого, Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит. Светит весело в оконце. Догадались…… это (солнце) (на доске висит солнышко без лучиков) -А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое) -На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин) -Ребята, а какое у него настроение? (грустное) -Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) -Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики. . | Да поможем ,дети отвечают на вопросы. |
Целеполагание | А как мы можем ему помочь? - Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка. Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания | Дети предлагают разные варианты. |
Планирование будущей деятельности | 1 задание «Назови ласково» Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково - бык – бычок; - жук – жучок; -. обезьяна – обезьянка; - бегемот – бегемотик; - собака – собачка; - кабан – кабанчик; - барсук – барсучок и т.д. Прикрепляем первый лучик к солнышку. 2 задание Игра «Скажи наоборот» - Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению: Скажу я слово «далеко», А ты ответишь … («близко») Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … («низко») Скажу я слово «уронил» — … («поднял») Скажу я слово «потерял» — …(«нашёл») Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда») И вдруг скажу я слово «друг» — …(«враг») Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты … («храбрец») Теперь «начало» я скажу, Ответьте все … («конец»). - Прикрепляем лучик. 3 задание «Назови признаки» В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов. - матрешка из дерева, значит она деревянная; - дом из кирпича – кирпичный; - ваза из стекла – стеклянная; - ложка из железа – железная; - самолётик из бумаги – бумажный; - сумка из кожи – кожаная. -Прикрепляем лучик 4 задание А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке. Это кто жужжит сердито, Жу-жу-жу да жу-жу-жу, И летит к цветку с нектаром, Всех, пугая на ходу! (жук) Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж. Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками) 5 задание Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку. 6 задание «Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия. 7 Задание «Сколько слогов в слове?» - Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей) (Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей) Физкультминутка. В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем. Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх) Будто к солнышку цветок. Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте) И пройдемся по дорожке (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться нужно! | Дети прикрепляют лучик с солнцу. Дети прикрепляют второй лучик к солнцу. Прикрепляют третий лучик к солнцу. Прикрепляют четвертый лучик к солнцу. Прикрепляют пятый лучик к солнцу. Шестой лучик. Седьмой лучик. Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове. |
Реализация плана | Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике « пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»: Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Разбросай колечки. Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. Покатаем, поваляем И назад тебе вернем. - Дети выполняют задание. Молодцы ребята! Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло) А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад! | Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу. Быстро сжимают и разжимают кулаки. Выполняют хватательные движения щепотью. Круговыми движениями трут ладонь о ладонь. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы. |
Оценка и рефлексия | - Что вам больше всего понравилось? - Что было особенно трудно? - Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему? - Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными. А сейчас мы встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядышком стоять. Ручками махать. Все вы занимались, И немножко баловались, А теперь детвора, Отдыхать и вам пора! | Дети перечисляют какие действия они проделали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...