Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Зимующие птицы» возрастная группа: разновозрастная
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Развитие речи»
Тема: «Зимующие птицы»
возрастная группа: разновозрастная
Воспитатель МАДОУ «Лесовичок» Стапонкус Марина Николаевна.
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представление о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие "Зимующие птицы";
- расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование форм творительного падежа, употребление существительных с числительными);
Развивающие:
- развивать навыки речевого общения;
-развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.
-развивать память, мышление, воображение;
Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельности, инициативности;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики, беседа, разгадывание загадок, чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегирь», наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание части тела птиц.
Средства реализации: презентация по данной теме, раздаточный материал к игре «У кормушки», гуашь красного, коричневого цвета, ватные палочки, затонированные голубой краской альбомные листы.
Словарная работа: оперенье, окраска, перья, пух.
Интеграция областей: познавательное развитие.
Ход ООД:
Организационный момент.
1 слайд
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Молодцы!
2 слайд
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила лису, она передала от Лесовика письмо. Давайте откроем конверт и узнаем, что же пишет нам хозяин леса? (Воспитатель читает)
ПИСЬМО
«Дорогие дети, в моем лесу все еще хозяйничает зима. И птицам очень холодно и голодно. Я не могу один накормить всех птиц, пожалуйста помогите им, но сначала отгадайте загадки о том какие птицы, прилетают к моей кормушке».
(У воспитателя на разносе лежат силуэты птиц, дети их берут сами).
Воспитатель: Как много загадок нам прислал Лесовик. А вот и кормушка Лесовика. Давайте узнаем, какие же птицы здесь собираются.
Я буду зачитывать загадки, а вы их отгадывать. Отгадка-картинка птицы появится на слайде. У кого такая птица окажется в руке, тот прикрепляет её к кормушке. (на доске прикреплена кормушка, воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, картинку с птицей прикрепляют к кормушке).
Основная часть.
3-8 слайд
1) Воспитатель: Итак, первое задание. Слушайте загадки внимательно.
#1057;ильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая… (Ворона) | #1063;ик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) |
#1050;расногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) | #1055;одбирает он проворно Кинутые ему зёрна. И гнездиться на карнизе Наш любимый… (голубь)
|
#1041;елые щечки - Синяя птичка, Остренький клювик - Собой невеличка. желтая грудка – это… (Синичка) | #1053;епоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) |
(после каждого правильного ответа, на слайде появляется картинка птицы.)
9 слайд
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Каких птиц мы называем зимующими?
Дети: Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
Воспитатель: Умнички. Достаем следующее задание от Лесовика.
2) Дидактическая игра «Из чего состоит»
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим птиц внимательно. Какие они все разные! И расскажем Лесовику, что общего у всех птиц? Что у них одинаковое?
Дети: У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух.
Воспитатель : Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, опереньем.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Ну а теперь предлагаю, превратится в птиц. Проходим на ковёр.
Физкультминутка "Птичка" (музыка) 1/5
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на двух ногах,….
Тири-тири, (…..с вытянутыми руками)
Тень-тень-тень!
Воспитатель: Теперь спокойно через нос вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем. Руки поднимаются до груди. Молодцы!
Лесовик предлагает вам выполнить следующее задание.
3) Дидактическая игра «Сосчитай-ка». (словесная)
(Употребление существительных с числительными)
Воспитатель: И опять игру предлагает Лесовик. Дети, на кормушке много птиц, давайте поиграем в словесную игру: «Сосчитай-ка»
Воспитатель: Я буду называть одну птицу.
Например: Один воробей, два воробья … пять воробьев.
Одна синица, две синицы … пять синиц.
Один снегирь, два снегиря … пять снегирей.
Одна ворона, две вороны … пять ворон.
Один голубь, два голубя,… пять голубей.
Одна сорока, два сороки … пять сорок.
одно крыло – много… (крыльев),
одно перо – много… (перьев),
один клюв – много… (клювов),
один хвост – много… (хвостов).
(Дети продолжают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились!
4) Воспитатель: А теперь Лесовик предлагает следующее задание «Накормить птиц». Ребята, давайте вспомним с вами, как мы помогаем птицам зимой.
Дети. Мы можем их накормить.
Воспитатель: Чем бы мы кормили птиц?
Дети: Салом, крошками хлеба, зерном, ягодами рябины, семенами репейника, семечками, пшеном.
Воспитатель: Правильно.
У вас на столах лежат схемы, карандаши. Проходите на свои рабочие места. (Дети садятся). Вам нужно помочь птицам добраться до их корма.
5) Дидактическая игра «У кормушки» (Образование форм творительного падежа) Проверка выполнения задания
Воспитатель: Спрашивает у детей, какую птицу, чем угостил? (индивидуально спросить)
Дети отвечают (соединяют изображение птицы и корм): Синицу накормил салом. Воробья накормил хлебными крошками. Снегиря накормил семенами репейника. Ворону накормил зерном. Голубя накормил семечками. Сороку накормил пшеном.
Воспитатель: Молодцы! Всем нашим птицам досталось угощение. Следующее задание от Лесовика. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
(Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю).
10 слайд
6) Рисование.
Сегодня мы с вами будем спасателями, и нарисуем много, много ягод рябины. Это любимые ягоды птиц. Рисовать будем необычным способом, не кисточкой, а ватными палочками. (Воспитатель переворачивает доску. На той стороне прикреплён лист бумаги для рисования кисти рябины).
Посмотрите внимательно, (воспитатель показывает на слайд) какие ягоды дружные, одна к одной растут. Ягод много, они собраны в кисть.
- Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой)
- Давайте поможем птицам, нарисуем ягоды на рябине.
(показ)
- Для этого я беру ватную палочку и обмакиваю его в краску коричневого цвета и рисую веточку, палочку кладу на салфетку, беру другую ватную палочку, обмакиваю в краску красного цвета и методом тычка прикладываю его к ветке рябины. Получаются вот такие круглые ягоды.
Прежде чем приступить к выполнению задания, разомнём наши пальцы. Приготовили руки.
Пальчиковая гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц – (сжимают и разжимают кулачки)
Голубей, ворон, синиц, (загибают поочерёдно пальцы на левой руке,
Воробьев и снегирей – перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей. (две ладошки вместе)
Дам им булки, пшенной каши, (загибают поочерёдно пальцы на правой руке,
Дам им зёрна, семена. перечисляя корм)
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируют движения)
Воспитатель: Молодцы, наши пальцы готовы к работе. Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель: Ну что ребята, приступаем к рисованию (музыка).
Воспитатель подходит поочерёдно ко всем детям, следит за выполнением задания.
Хвалит их. Кладём ватные палочки на салфетку, а чистой салфеткой вытираем руки. Все справились с этим заданием.
Молодцы, ребята. Лесовик нами доволен. Берите свои рисунки и подойдите, пожалуйста, ко мне.
11 слайд
Итог ООД. Оценка деятельности детей
Воспитатель: Ваши рисунки мы передадим Лесовику. Пусть он накормит ягодами птиц. Ребята, вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Виталик что тебе понравилось?
Дарина, что тебе понравилось?
(Дети по очереди отвечают).
Воспитатель: Молодцы ребята. Лесовику тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались. Спасибо вам большое! Занятие закончилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Волшебный сундучок» возрастная группа: старшая группа
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха....
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние животные» возрастная группа: 2 группа раннего возраста
Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с домашними животными и их детенышами (корова – теленок, коза – козленок, лошадь – жеребенок). Помочь увидеть ...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Дикие животные» Возрастная группа: Средняя группа
Развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста по теме «Дикие животные»....
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы»
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы» возрастная группа:...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»» Возрастная группа: первая группа раннего развития
Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»»Во...