Конспект открытого занятия в районном семинаре по развитию речи. «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Абдуллина Алсу Мирьяновна

Конспект НОД  в средней группе по развитию речи . МБДОУ д/с "Миляш".

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать  речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять работу по слоговой структуре ;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование: полянка с листьями, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), карточки, картинки к звукам «З», «ЗЬ» (зонт, замок,  зеркало, зебра), Плакат к упражнению «Помоги комарику найти друзей», листья осеннние для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Комар».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechiiii.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по развитию речи .

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять работу по слоговой структуре ;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование: полянка с листьями, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), карточки, картинки к звукам «З», «ЗЬ» (зонт, замок, зеркало, зебра), Плакат к упражнению «Помоги комарику найти друзей», листья осеннние для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Комар».

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, давайте поприветствуем их!

Приветствие. «Здравствуйте ладошки». Воспитатель и дети: (встают в круг)

Здавствуйке ладошки хлоп,хлоп,хлоп,

Здравствуйте ножки топ,топ,топ.

Здравствуйте щечки плюх,плюх,плюх.

Пухленькие щечки плюх,плюх,ПЛЮХ.

Здравствуйте губки чмок,чмок,чмок.

Здравствуйте зубки щел,щелк,щелк.

Здравствуй мой носик бип,бип,бип.

Здрвствуйте гости ,всем привет!

#1040;ртикуляционная гимнастика. Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка», «Горка».

Мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. А потом давайте мы с вами сделаем упражнение хоботок. Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык опустим за нижние зубы, упрёмся в них языком. Плотно прижмём кончик языка к нижним зубам. получилась высокая горка.

Вводная часть

Воспитатель: А теперь дети глазки закрываем слушаем музыку.Ой посмотрите, мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.

Воспитатель: -А теперь ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Разрешенья не спросит,

Подлетит - и укусит! (Комар)(ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК КОМАРА).

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Маленький товарищ.

Показать картинку – Комар маленький.

  1. Основная часть.

Воспитатель: -Стало холодно, и комарик потерял маму. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму).

Дети.даа

Воспитатель:А для этого давайте мы с вами сами научимся петь песенку комара.

Воспитатель: - Послушайте, какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».

- Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой.

(поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).

Воспитатель: спросить одного или двух детей ,как поет песенку комар.

Дети давайте с вами поиграем.

Игра «Хлопнули комара»

Цель. Учить детей произносить звуки «З» и «Зь».

Воспитатель: - Давайте еще раз споем песенки комариков. (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ»)

Воспитатель: – Дети, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть..

Дети, комарик принес нам подарки: листочки с полянки. Давайте подуем на них легкий ветерок.

Дыхательное упражнение «Ветерок для листочка»

Цель: развитие речевого дыхания у детей.

Ход: Дети кладут листочки на ладошку и дуют на него, пытаясь сдуть на стол.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.

Проводится физминутка «Комарик».

Утром комарик проснулся

Потянулся, улыбнулся.

Раз росой умылся

Два изящно покружился

Три нагнулся и присел

На четыре полетел.

Воспитатель: - Ну что, отдохнули мы с вами? Тогда отправимся дальше!

Воспитатель: Проводится дидактическая игра.

Воспитатель. Посмотрите что здесь нарисовано. Дети давайте посчитаем из скольких частей состоит слово.

Я покажу вам картинку . Ребята что здесь нарисовано .Давайте ребята произнесем и похлопаем это слово.

Дети.ЗЕБРА.

Воспитатель. Сколько раз хлопали . Давайте посчитаем похлопаем ЗЕ-БРА.

Дети.Два .

Воспитатель.Правильно два.

Потом так же слово ЗОНТ,ЗЕРКАЛО,ЗАЯЦ.

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, с этим заданием.

Воспитатель: Выполняется задание - проговаривание чистоговорки «Стрекоза»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Стрекоза».

Скажите, а в слове стрекоза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

За-за-за летит стрекоза.

Зы-зы-зы крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу мы поймали стрекозу.

(повторяется 2 раза)

Упражнениие «Помоги комарику найти своих друзей».

Воспитатель. Веди пальчиком по дорожке и вместе с большим комариком пролети до маленького комарика потом до большого комара. Улыбнись поставь язычок за нижние зубки, сильно и звонко на него подуй.з-з-з-з.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: - Комарику и маме пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.

Воспитатель: - Дети , давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- С кем мы повстречались на полянке?

- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)

- А что понравилось больше всего?

Воспитатель:-Ребята, наше занятие закончено. Скажите взрослым «До свиданья», задвиньте за собой стульчики.

Материал, оборудование:

#1044;емонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

Материал, оборудование:

#1044;емонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2. основная часть (длит.15мин)

Методические приёмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...