ВЫССТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «Учимся составлять синквейн».
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Материал о том, как правильно составлять синквейн и использовать его на занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn_2023_g._dlya_portala.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Аленушка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска
ВЫССТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ.
ТЕМА: «Учимся составлять синквейн».
Составила:
Воспитатель МБДОУ № 43
Попова Любовь Александровна
г. Невинномысск
Ноябрь 2023г.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
1.сл. Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей старшего дошкольного возраста, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным программам ДОУ.
2. сл Существует несколько трактовок технологии дидактического синквейна.
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси еще в начале 20 века, которая опиралась на японские стихи - хоку.
Синквейн - это необычное стихотворение, а маленький рассказ, написанный по определенным правилам.
Синквейн в переводе с французского - « пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.
Синквейн не требует особых условий для применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий.
3сл. При работе над синквейном перед педагогом стоят задачи: научить детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение.
Можно сказать, свободное мини-творчество, составить синквейн получается у каждого, чем он и хорош.
4 сл. Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Поскольку дети не умеют читать и писать, синквейн составляется в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно - графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.
5 сл. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
6 сл. Правила составления синквейна:
Синквейн состоит из 5 строк. И его форма напоминает елочку.
7 сл. - 8 сл. 1 строка - одно слово (кто, что?), название предмета, явления – название темы;
2 строка - два слова, признаки предмета (какой, какая, какое?);
3 строка - три слова, обозначающие действие предмета, явления (что делает?);
4 строка – фраза (предложение) из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 строка - одно слово или несколько, отражающие сущность темы, резюме сказанному (синоним, ассоциация или обобщающее слово).
9 сл. При обучении составлению синквейна решаются следующие задачи:
- Уточнение, расширение, активизация словаря старших дошкольников;
- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; предложение.
- Закрепляется умение составлять предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
- Дети учатся выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
На разных годах обучения синквейн используется по-разному.
Могут быть использованы такие варианты работы над синквейном:
Первый год обучения:
- составление синквейна по изученной лексической теме.
Когда дети научились составлять синквейн и их рассказывать, можно включать в работу такие задания:
- синквейн - загадка - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – «Отгадай о ком, или о чем рассказали? - на основе существующих её надо определить), «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово.
Второй год обучения:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); - на занятиях по связной речи.
- синквейн по прослушанному рассказу; (стих «Семья»)
- составление синквейна для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке грамоте (например, что такое звук?).
- к концу второго года дети, умеющие читать, могут печатать синквейн печатными буквами.
Дидактический синквейн составляем в конце изучения лексической темы, когда словарный запас по теме достаточный.
Когда идет изучение сложной темы синквейн можно использовать, как способ быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Детям предлагается написать синквен по хорошо знакомому разделу темы.
Задания для детей могут быть разными:
- составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом, связанных между собой одной лексической темой.
10-17 сл. Предлагаю вашему вниманию разные виды синквейнов.
Темами синквейнов могут служить лексические темы, которые предусмотрены в ДОУ. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.
18 сл. Результативность составления синквейна на занятиях по развитию речи:
- Становится более легким процесс усвоения понятий и их содержания;
- Расширяется и актуализируется словарный запас детей;
- Закрепляются знания о частях речи, о предложении;
- Совершенствуется навык использования в речи синонимов;
- Дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
- Вырабатывается способность к анализу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн получается у всех!
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Учимся составлять синквейн".
Учебно - методическое пособие для педагогов, учителей, логопедов, воспитателей, родителей....
Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"
Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"...
Мастер-класс для родителей «Учимся составлять синквейн»
Мастер - класс для родителей...
Учимся составлять синквейн с детьми.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...
Презентация "Учимся составлять синквейн"
Презентация по составлению синквейнов...
Мастер - класс для родителей и педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ ...
Рекомендации для родителей "Учимся составлять синквейн"
Рекомендация по составлению синквейна...