Проект "Театральные ступеньки"
материал по развитию речи (старшая группа)

Агашкина Анна Сергеевна

Проект направлен на развитие речи детей 5 – 6 лет через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralnye_stupenki.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект  у старших дошкольников «Театральные ступеньки»

Выполнила: Агашкина Анна Сергеевна.

Срок реализации:2023-2024 уч.год.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Проект направлен на развитие речи детей 5 – 6 лет через театрализованную деятельность. Срок реализации программы – 1 год. Цель: создание условий для формирования функций речи детей старшего дошкольного возраста и развитие творческих, артистических способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать речь детей как средство общения и культуры.

2. Выразительно читать наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения.

3. Четко произносить в разных темпах скороговорки;произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса.

4. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.

5. «Читать» и показывать эмоциональные выражения.

6. Сочинять этюды по заданной теме индивидуально и коллективно.

7. Формировать умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

8. Формировать умения держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

9. Формировать интерес к людям новых профессий: актер, сценарист, костюмер, художник-декоратор, постановщик, гример, режиссер и др.

10. Поддерживать интерес детей к театрализованной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.

11. Укреплять культурные связи между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат

Для детей:Владеет речью как средством общения и культуры.

Развита звуковая и интонационная культура речи.

Знакомы с книжной культурой и детской литературой.

Развита эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.

Владеют творческим исполнением ролевых действий и выразительностью речи в играх - драматизациях, театрализованных представлениях.

Повышен интерес к театру и театрализованным играм.

Сформировано умение выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре).

Умеет оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные атрибуты.

Для родителей:

Укреплены связи между ДОУ и семьёй.

Получены возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Установлено доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Для воспитателя:

Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в развитии речи детей посредством театрализованной деятельности.

Повышен уровень знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.

Укреплено взаимодействие с родителями.

Развиты творческие способности воспитателей (изготовление атрибутов для творческого развития дошкольника).

В процессе реализации проекта используются следующие педагогические технологии :здоровье сберегающие технологии; личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;

индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

игровые технологии; интегрированное обучение; взаимодействие с семьёй.

В процессе специально – организованной деятельности используем следующие методы и приемы, в том числе и творческие:

информационно – рецептивный;

прием загадки, тайны;

вслед за героем, сказочным персонажем;

общение с героем посредством письма;

прием сопоставления;

знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);

моделирование;

ситуация «проживания»;

противоречий и доказательств;

ассоциаций;

коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

просмотр видеофильмов;

словесное рисование;

нетрадиционные методы рисования и аппликации;

коллаж из сказок;

релаксация, музыкотерапия.

В рамках программы разработан комплекс мероприятий, включающий в себя шесть направлений:

1. «Театрализованная игра»

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

2. «Культура и техника речи»

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

3. «Ритмопластика»

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

4. «Основы театральной культуры»

Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

5. «Работа над спектаклем»

Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для развития речи.

В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

6. «Семейные речевые праздники-конкурсы»

Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями. Включает различные задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей.

Сотрудничество с родителями

1. Участие в подготовке к праздникам.

2. Участие в конкурсах поделок, игрушек, смотрах – конкурсах, макетов на различные темы, например по сказке «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

3. Участие в театрализованных постановках «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».

4. Организация выставок творческих работ детей. Изготовление элементов костюмов.

5. Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

6. Консультации для родителей «Развитие речи детей – 5-6 лет», «Развитие речевого дыхания детей шестого года жизни», «Учимся говорить по-разному», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Играйте вместе с детьми», «Как устроить домашний театр для детей» и др.

7. Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?» и др.

8. Мастер – класс «Шустрые язычки»

9. Буклет для родителей «Артикуляционная гимнастика»

10. Памятка для родителей «Использование сказок в развитии речи детей», «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

11. Папка – раскладушка для родителей «Играйте вместе с детьми»

12. Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта»

13. Родительское собрание. Итоговое родительское собрание «Влияние театрализованной деятельности на развитие личности и речи старших дошкольников». Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы

В группах созданы театральные уголки.

При проектировании театральных уголков в группах учитываются возрастные, индивидуальные особенности ребенка, предусматривается возрастная адресованность оборудования и материалов. Учитываются поло ролевые особенности детей, т. е. в театральном уголке размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. Театральная среда в группе разнообразна и динамична, способствующая формированию различных видов деятельности, в процессе которых развивается творчество детей.

В рамках реализации программы используем следующие материалы и оборудование:

Флэш – накопители и CD диски с записью различных природных шумов;

Игрушки для развития дыхания (снежинки из бумаги, бумажные кораблики, «ветерок» и т. д.) :

Картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, скороговорок, стихотворных диалогов);

Фланелеграф, ковролинограф;

Ширма;

Музыкальные игрушки (дудочки, свистульки, бубен, барабан, и т. д.);

Наборы пиктограмм, сюжетных картинок, фотографий, символизирующих эмоциональные состояния;

Виды театров – пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо, театр в коробке, маски;

Телевизор, видеоплеер, компьютерные демонстрации CD;

Smart доска;

Уголок ряженья (платки, косынки, халаты, костюмы животных и насекомых и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"

Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

Технологическая карта НОД "Раз ступенька,два ступенька" Математический КВН (итоговое занятие)

Закрепление навыков прямого и обратного счета.Закрепление знаний о последовательности дней недели, месяцев года.Закрепление умения решать арифмитические примеры и записывать их решение, формировать зн...

педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"

Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...