Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Старшая группа
Цель: формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.
Задачи:
Познакомить детей с традициями народа, с русской избой.
Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.
Развивать интерес детей к русским народным играм, пословицам, поговоркам, забавам.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.
Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;
Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, клубочки, деревянные ложки, русские народные костюмы, «каравай», баранки, пряники, чашки, блюдца.
Ход занятия.
Выход под русскую народную песню «КОРОБЕЙНИКИ»
Воспитатель (хозяюшка), одетая в русский сарафан, встречает детей: (звучит русская народная мелодия).
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!
Хозяйка: давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, -собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.
Ребенок:
Поклонимся вам до земли.
Оставьте мысли грустные.
Мы приглашаем всех гостей,
На посиделки русские.
Хозяюшка:
И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
Из этой праздничной тарелки
Из наших рук и хлеб, и соль.
(Дает ребенку каравай)
Ребятушки, а где же мы с вами находимся? А давайте проверим правильно ли вы думаете? Я загадаю вам загадку, и если вы ответите правильно, то вот это волшебное окошко (проектор) покажет нам ответ. Согласны?
Подскажите мне, что такое ухват и для чего стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба) (слайд2)
Какие молодцы! Правильно ответили
Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают). Расскажите мне о нем
2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.
В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
служил он?
3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Хозяюшка: затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду.
В: Послушайте дальше загадки:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?
Стоит бычок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)
Расскажи нам…как пользовались самоваром
5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.
В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы
В: расскажи нам… что это
6-й ребенок: Прялка – это предмет, на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?
Д: Печь
В: для чего она служила и из чего была сделана?
1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги
Дети давайте нарисуем печь___
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Голос: это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.
Хозяйка: обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: да!
Хозяйка: тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: ну…так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
Танец –пляска «Калина-Малина»
Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Делу - время, потехе - час.
4. Сделал дело – гуляй смело.
5. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
6. Терпение и труд, всё перетрут.
-Молодцы, ребята!
Во время вечерних посиделок люди не только пели и плясали, но и трудились, вот и у нас уже тесто подошло. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.
В: вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.
(под русскую музыку входит Варварушка с плетёной корзинкой)
Я – Варварушка
Добрая травница.
У кого какая хворобица?
Кому где нездоровится?
От каждой болезни
Есть травки, цветочки.
Приготовлю отвары.
Настои, примочки.
Знаете ли вы, из каких травушек можно заварить вкусный и полезный чай? Я вам загадки загадаю о целебных травах, а отгадки вы будете находить среди травок, цветов и листиков на этих тарелочках. (дети находят растение, растирают и нюхают)
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же – это? (зверобой)
Снимает напряжение и усталость,
Способствует здоровому сну,
Не только у детей, но и у взрослых (мелисса)
Неприметна среди трав,
У неё спокойный нрав,
Кто полезностью гордится?
Ароматная… (душица)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он лёгок и приятен,
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – запах…. (мяты)
Варварушка:
Вот из каких трав, полезных для здоровья, можно душистый чай заварить.
Ведуший:
Захотелось чаю – ставь самовар! Для русского человека самовар – символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе: «Печка – матушка, да самовар – батюшка».
А знаете, ребята придумал много пословиц и песенок о чаепитии.
(Дети поют частушки)
1. «На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.»
Дорогие гости, приглашаем вас на дегустацию чая.
За столом гостям (педагогам) предлагается спеть частушки
На столе у нас блины,
Сладкие ватрушки.
Мы для вас сейчас споём
Чайные частушки.
Раз ватрушка, два ватрушка –
Чайная компания,
Я теряю за столом
Самообладание!
Признаюсь, на чашку чая
Украшенья променяю.
С чаем и без украшений
Становлюсь всё совершенней!
Если к чаю нет конфет,
Пирогов, печенья,
Выпиваю простой чай
Я без огорчения.
У меня кругом веснушки
И коса до пояса,
Ох, люблю я петь частушки
До потери голоса!
Пока мы пели и плясали, вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!
А для наших гостей за чашкой чая сказка «РЕПКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Русская изба"
Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....
Конспект НОД "Посиделки в русской избе"
Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...
Конспект ОД "Посиделки в русской избе"
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...
Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"
Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...
Конспект НОД «Посиделки в русской избе»
Закрепление знаний детей о традициях и обычаях русского народа....
Конспект занятия "Посиделки в русской избе"
Конспект занятия "Посиделки в русской избе"...