Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_posidelki_v_russkoy_izbe.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Старшая группа

Цель: формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.

Задачи:

Познакомить детей с традициями народа, с русской избой.

Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.

Развивать интерес детей к русским народным играм, пословицам, поговоркам, забавам.

Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.

Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;

Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, клубочки, деревянные ложки, русские народные костюмы, «каравай», баранки, пряники, чашки, блюдца.

Ход занятия.

Выход под русскую народную песню «КОРОБЕЙНИКИ»

Воспитатель (хозяюшка), одетая в русский сарафан, встречает детей(звучит русская народная мелодия).

- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Хозяйка: давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, -собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.

Ребенок:

Поклонимся вам до земли.

Оставьте мысли грустные.

Мы приглашаем всех гостей,

На посиделки русские.

Хозяюшка:

И потому принять изволь,

Тот, кто пришел на посиделки,

Из этой праздничной тарелки

Из наших рук и хлеб, и соль.

(Дает ребенку каравай)

Ребятушки, а где же мы с вами находимся? А давайте проверим правильно ли вы думаете? Я загадаю вам загадку, и если вы ответите правильно, то вот это волшебное окошко (проектор) покажет нам ответ. Согласны?

Подскажите мне, что такое ухват и для чего стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба) (слайд2)

Какие молодцы! Правильно ответили

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают). Расскажите мне о нем

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

служил он?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду.

ВПослушайте дальше загадки:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам… что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет, на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

То печет блины,

То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В: для чего она служила и из чего была сделана?

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

Дети давайте нарисуем печь___

Голос(из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос(обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: да!

Хозяйка: тогда давайте дружно позовём его все вместе«Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя(неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

Танец –пляска «Калина-Малина»

Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

1. Любишь кататься – люби и саночки возить. 

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 

3. Делу - время, потехе - час. 

4. Сделал дело – гуляй смело. 

5. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 

6. Терпение и труд, всё перетрут. 

-Молодцы, ребята!

Во время вечерних посиделок люди не только пели и плясали, но и трудились, вот и у нас уже тесто подошло. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

В: вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.

(под русскую музыку входит Варварушка с плетёной корзинкой)

Я – Варварушка

Добрая травница.

У кого какая хворобица?

Кому где нездоровится?

От каждой болезни

Есть травки, цветочки.

Приготовлю отвары.

Настои, примочки.

Знаете ли вы, из каких травушек можно заварить вкусный и полезный чай? Я вам загадки загадаю о целебных травах, а отгадки вы будете находить среди травок, цветов и листиков на этих тарелочках. (дети находят растение, растирают и нюхают)

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же – это? (зверобой)

Снимает напряжение и усталость,

Способствует здоровому сну,

Не только у детей, но и у взрослых (мелисса)

Неприметна среди трав,

У неё спокойный нрав,

Кто полезностью гордится?

Ароматная… (душица)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он лёгок и приятен,

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – запах…. (мяты)

Варварушка:

Вот из каких трав, полезных для здоровья, можно душистый чай заварить.

Ведуший:

Захотелось чаю – ставь самовар! Для русского человека самовар – символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе«Печка – матушка, да самовар – батюшка».

А знаете, ребята придумал много пословиц и песенок о чаепитии.

(Дети поют частушки)

1. «На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.»

Дорогие гости, приглашаем вас на дегустацию чая.

За столом гостям (педагогам) предлагается спеть частушки

На столе у нас блины,

Сладкие ватрушки.

Мы для вас сейчас споём

Чайные частушки.

Раз ватрушка, два ватрушка –

Чайная компания,

Я теряю за столом

Самообладание!

Признаюсь, на чашку чая

Украшенья променяю.

С чаем и без украшений

Становлюсь всё совершенней!

Если к чаю нет конфет,

Пирогов, печенья,

Выпиваю простой чай

Я без огорчения.

У меня кругом веснушки

И коса до пояса,

Ох, люблю я петь частушки

До потери голоса!

Пока мы пели и плясали, вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!

А для наших гостей за чашкой чая сказка «РЕПКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Русская изба"

Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Конспект ОД "Посиделки в русской избе"

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...

Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"

Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...

Конспект НОД «Посиделки в русской избе»

Закрепление знаний детей о традициях  и обычаях русского народа....

Конспект занятия "Посиделки в русской избе"

Конспект занятия "Посиделки в русской избе"...