Методическая разработка по теме: «Путешествие в сказку» Тема: «Путешествие в сказку» 5-6 лет Выполнила: Лихачева В.В.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Лихачева Валентина Валентиновна

Методическая разработка по теме:

«Путешествие в сказку»

Тема: «Путешествие в сказку» 5-6 лет

Выполнила: Лихачева В.В.

 

Технология речевого развития: Интерактивная сказка

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

Цель: продолжать учить детей связному пересказу сказки по презентации.

Задачи:

 

1) Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.      Организовать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека.

 - («Познавательное развитие»)

2) Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.                                                                                                                     Учить детей передавать сюжет сказки по средствам игровых действий- («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Формировать представление  о хороших  и плохих поступках, прививать уважительное отношение к старшим.-(«Художественно-эстетическое развитие»)

4) Продолжать развивать речь как средство общения .                                                                 Расширять представления о многообразии окружающего мира.                                                       

Помогать детям  употреблять слова в  точном соотношении со смыслом.- (Речевое развитие).

5) Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом. (Физическое развитие).

 

Словарная работа: Вводить в словарь детей синонимы: Работящая- трудолюбивая , бездельница –ленивая, мастерица на все руки- умелица.

 Антонимы: трудолюбивая- ленивая , мастерица на все руки- валится всё из рук , дочь- падчерица                                                                                                                                                     

 

Методы и приемы:

 - практические: наблюдение, метод упражнений, игровой метод.

- наглядные: сказочный конверт, показ иллюстрационных картинок, показ   презентации .                                 

- словесные: беседа, чтение произведения.

 

Материалы и оборудование : иллюстрации по сказке, сказочный конверт, произведение «Морозко»., интерактивная доска.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_tem.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Путешествие в сказку»

Тема: «Путешествие в сказку» 5-6 лет

Выполнила: Лихачева В.В.

Технология речевого развития: Интерактивная сказка

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: продолжать учить детей связному пересказу сказки по презентации.

Задачи:

1) Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.      Организовать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека.

 - («Познавательное развитие»)

2) Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.                                                                                                                     Учить детей передавать сюжет сказки по средствам игровых действий- («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Формировать представление  о хороших  и плохих поступках, прививать уважительное отношение к старшим.-(«Художественно-эстетическое развитие»)

4) Продолжать развивать речь как средство общения .                                                                 Расширять представления о многообразии окружающего мира.                                                        

Помогать детям  употреблять слова в  точном соотношении со смыслом.- (Речевое развитие).

5) Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом. (Физическое развитие).

 

Словарная работа: Вводить в словарь детей синонимы: Работящая- трудолюбивая , бездельница –ленивая, мастерица на все руки- умелица.

 Антонимы: трудолюбивая- ленивая , мастерица на все руки- валится всё из рук , дочь- падчерица                                                                                                                                                     

Методы и приемы: 

 - практические: наблюдение, метод упражнений, игровой метод.

- наглядные: сказочный конверт, показ иллюстрационных картинок, показ   презентации .                                  

- словесные: беседа, чтение произведения.

Материалы и оборудование : иллюстрации по сказке, сказочный конверт, произведение «Морозко»., интерактивная доска.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

                    Сюрпризный момент «Сказочный конверт»

 

действия воспитателя 

Ранняя прочитанная воспитателем сказка «Морозко»

-Ребята к нам кто-то постучался.

-Это пришёл почтальон, принёс конверт

-Давайте с вами посмотрим, что в нём находится?

Смотрите ребята! в нём лежат иллюстрационные картинки.

С помощью картинок мы узнаем какое произведение изображено.

Дети рассматривают иллюстрации

Дети понимают про какую сказку идёт речь

Деятельностный

Добиваться умению верно определять жанры и жанровых сказок

Упражнять в умении давать характеристику героям.

Расширить представления новых слов и их значение.

Формирование у детей умения  понимать смысл сказки

Закреплять у детей  умение понимать  значения пословиц

Беседа по прочитанному произведению

Верно называют жанры, жанровые особенности сказки.

Дети дают характеристику героям сказки.

Верно определяют основную мысль сказки.

Верно определяют и называют новые слова и что означают.

Умеют совершать искренний и бескорыстный поступок

Умеют подбирать пословицы о труде.

действия воспитателя 

Задает вопросы по произведению

и разбирает вместе с детьми их варианты ответов.

  1. Это у нас рассказ или сказка?
  2. Ребята, как называлась наша сказка?
  3. А кто автор этой сказки?
  4. Какие герои вам встретились в сказке?
  5. А есть там главный герой и кто?
  6. Какие поступки совершал герой?
  7. Какими качествами обладает герой?
  8. Эти качества положительные или отрицательные?
  9. Чему учит нас эта сказка?
  10. Какую можно подобрать пословицу?

11.Какие вы услышали новые слова?

Дети сидят на стульчиках

полукругом перед воспитателем.

Отвечают на вопросы и анализируют свои ответы.

Деятельностный

Умение образовывать от прилагательного к существительному

                             Упражнение «Какие бывают сказки?»

Верно строят прилагательные от существительных

Предлагает детям выполнить упражнение  «Какие бывают сказки?» преобразовав существительное в прилагательное и сказать какая стала сказка.

Если в сказке есть волшебство, то она волшебная.                             Если в сказке есть чудо, то она чудесная.                                    Если в сказке есть доброта, то она добрая.                                        Если в сказке есть радость, то она радостная.

Дети сидят полукругом

Воспитатель на против них

Анализируют как из существительного получить прилагательное.

Деятельностный

Умение подбирать по смыслу слова и

противоположные

                                  Дидактическая игра: «Синонимы и антонимы»

Каждая подгруппа детей, верно подбирают слова

действия воспитателя 

Предлагает подобрать к словам синонимы и антонимы

синонимы

Работящая- трудолюбивая

Бездельница -ленивая

мастерица на все руки- умелец

антонимы

трудолюбивая- ленивая

мастерица на все руки- валится всё из рук

дочь- падчерица

     

 первая подгруппа детей

вторая подгруппа детей

Деятельностный

Физкультминутка «На дворе у нас мороз»

действия воспитателя 

На дворе у нас мороз                      

Чтобы носик не замерз,                          

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,                    

Как на сказочной картинке.                    

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,                      

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                  

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем                            

И к себе приходим в дом.                    

Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами

Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания — руки в стороны.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен

Ходьба на месте

Дети садятся на свои места.

Деятельностный

Упражнять в подборе однокоренных слов

Упражнять в умение чётко определять звук

                      «Подбор однокоренных слов к слову зима и эпитетов.

Умеют подбирать однокоренные слова

Чётко определяют, произносят звук З

действия воспитателя 

- Какое время года описывается в сказке? -В сказке описывается зима

- Как мы говорим о зиме, если холодно, много снега, мало снега, нет снега, тепло?                                          - Холодная, снежная, малоснежная, трескучая, теплая. суровая

- Дети, подберите слова, похожие на слово зима                                                     .- Зимушка-зима, зимуют, зимовье, зимний, перезимовать

- Какой слышим первый звук, какой он?                                                                               - Звук «З»-звонкий


Дети сидят полукругом на стульях напротив воспитателя, отвечают на вопросы.

Заключительный

 «Отгадка, сказочного конверта…»

действия воспитателя 

Воспитатель Спрашивает :                            -Что нам сегодня принесли?                    -Что было в конверте?                               -  Какие задания выполняли?                     - Что вам понравилось больше   всего?                                                                    - Какое же название сказки было в сказочном конверте?

Дети отвечают на вопросы воспитателя -  полными предложениями

Картотека дидактических игр по образовательной области                                                                                        «Речевое развитие»

Возрастная группа: 5-6 лет

Название игры

Цель

Оборудование

Описание

Найди ошибку

Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание

Муляжи: диких и домашних животных

Воспитатель  показывает  игрушку животного и называет  неправильное действие. Дети должны  ответить  правильно это или нет, а потом перечислить действия , которые  на самом деле может совершать данное животное

Так бывает или нет

Учить замечать  непоследовательность в суждениях, развивать логическое  мышление

Картинки

Воспитатель показывает картинку и рассказывает придуманную историю, дети должны заметить то, чего не бывает

Какая,какой,какое

Учить подбирать  определения, соответствующие данному примеру, явлению                  

Картинки

Воспитатель  показываем какую -нибудь  картинку ,а дети по очереди называют как  можно  больше признаков, соответствующие данному предмету

Предлоги

Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к,  от, по , около и т.д

Картинки по сюжетам

Воспитатель показывает картинку  дети составляют предложение с  предлогами по действию

Кто, где живет?

Формирование  детей соотносить  изображение  животных с их местом  обитания

Карточки или муляжи животных

Дети раскладывают карточки по местам  обитания животных

Теремок

Учить ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании с существительным

Деревянный теремок, игрушечные животные по сказке «Теремок»

Воспитатель рассказывает сказку «Теремок» побуждая детей  принимать участие  в рассказывании, ориентируясь  на значение глагола  и его окончания

Картинки - загадки

Учить  выделять  главное и второстепенное , закреплять  навыки описания предметов

Карточки с изображением  различных предметов

Выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и описывает то, что на  ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов .Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно

Слова

Учить расширять словарный запас

Картинки с изображением различных предметов

Ребенок называет как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы и  т.д

Кто у кого?

 Употребление родительского падежа существительных единственного и множественного числа

Картинки животных и их детенышей

Дети по картинкам рассказывают о животных и их детенышей

Почтальон принес открытку

Учить образовывать формы глагола в настоящем времени

Открытки с изображением действий

Дети по картинкам говорят признак действия в настоящем времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес».

Харланова Елена АнатольевнаВоспитатель 1к.к.МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»Воронежская область с. Верхний Мамон Цель: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создат...

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"...

Методическая разработка на тему:«Путешествие по сказкам» для младшей группы.

   Цель: создание социальной ситуации развития через путешествие в « мир сказок».   Развитие интереса к русской народной сказке, расширение и обогащение словарного запа...

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста. ТЕМА: «Сказка за сказкой»

Методическая разработка для детей среднего дошкольного возраста. ТЕМА: «Сказка за сказкой»...

Методическая разработка занятия – игры по театрализованной деятельности тема: «Путешествие по сказкам» (старшая группа детей с ТНР)

Цель:  Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;развивать интонационную выразительность речи...

Методическая разработка по теме: Путешествие по сказке "Снежная королева"

Название: Путешествие по сказке "Снежная королева"Цель: Развитие интегрированных качеств личности воспитанников через игру: любознательность, интерес к познавательной деятельности, конструкт...