Проект по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)
Проект по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_po_doogam_skazok.docx | 251.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе
Воспитатель: Белова О.И.
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Содержание проекта.
4.Этапы реализации проекта.
5.Вхождение в проект.
6.План мероприятий.
7.Работа с родителями.
8.Ожидаемый результат.
9.Список литературы.
Введение.
Характеристика проекта
Вид проекта: информационно - творческий.
По срокам проведения: краткосрочный 1 месяц
По составу: групповой
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы..
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Задачи проекта:
Обучающие:
*Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. *Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
*Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
*Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие:
*Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
*Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
*Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
*Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
Воспитательные:
*Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
*Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
В работе с родителями:
*Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
*Активное включение родителей в образовательный процесс.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации к сказкам, разные виды театра,
мнемотаблицы по сказкам,
атрибуты для музыкальных и дидактических игр,
элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок.
материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый продукт проекта:
Развлечение «В гости к Бабе Яге»,
Презентация по результатам проекта.
Актуальность проекта.
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО, является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательно - речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники.
Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, мной составлен Проект «По дорогам сказок» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.
Содержание проекта.
Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении 2 недель содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе мной за основу взяты сказки.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба).
Дети находят на столе предметные картинки или мнемо-квадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария развлечения «В гости к Бабе Яге»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1.Работа по плану мероприятий
2.Создание презентации.
3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап.
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.
Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по-разному изображать сказки.
План мероприятий.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
2. Показ настольного театра «Курочка ряба».
3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка ряба».
Изобразительная деятельность: Рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).
Двигательная деятельность: Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
2. Показ настольного театра «Теремок»..
3.Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
4. Инсценирование сказки .
Продуктивная деятельность: Рисование «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок).
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Муз. дид.игра «Урожай собирай».
1. Чтение русской народной сказки «Колобок».
2. Показ настольного театра «Колобок».
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Хитрая лиса».
1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
Продуктивная деятельность: Рисование «Маша и медведь» ( трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
1.Путешествие по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Конструирование « Домик для Зайчика».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Лиса и петухи».
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята»
Двигательная деятельность: Соревнование козлят с волком.
итог
Развлечение «В гости к Бабе Яге».
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Угадай сказку.
Рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Рисование «Волшебный лес» (печать листьями), « Кто в теремочке живет».
Дидактическая игра « Разрезные картинки»,«Сложи пазл».
Чудесный мешочек «Предметы из какой сказки?»
Презентация результатов реализации проекта.
Показать драматизацию сказки «Теремок» детям младшей группы.
Работа с родителями.
Информационная ширма «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста.
Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по сказкам..
Выставка рисунков «Ох уж эти сказки!».
Консультации «Сказкотерапия для детей», «Роль сказки в воспитании ребенка».
Изготовление атрибутов к сказкам.
Изготовление Книжек-малышек.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «По дорогам сказок»:
-повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
-повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и с удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная ООД по « Речевому развитию » с использованием ИКТ в средней группе на тему:« Космическое путешествие »
Конспект открытого занятия с использованием ИКТ в средней группе ДОУ на тему:"Космическое путешествие",...
Презентация к интегрированному ООД по « Речевому развитию » с использованием ИКТ в средней группе на тему:« Космическое путешествие »
Данная презентация посвещена теме освоения космического пространства....
Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».
Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...
Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе
Тема: «Пересказ рассказа «Лиса» Е.Чарушина Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...