Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие речи по средствам использования нейротренажеров в коррекционной работе»
план-конспект занятия по развитию речи

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие речи по средствам использования нейротренажеров в коррекционной работе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие речи по средствам использования нейротренажеров в коррекционной работе»

                                                                                                                    Подготовил: Учитель-логопед:

                                                                                                                    Заиграева Елена Анатольевна


     Основная цель применения нейроупражнений с детьми, имеющим речевые нарушения — это активизация речевой активности.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

- Развитие слухоречевого внимания детей.

- Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающие за речь ребёнка.

- Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление.

- Поддержка детской инициативы.

      В своей работе я использую комплексы кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

       Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо обучить каждого ребенка индивидуально. Занятия начинаются с изучения упражнений по принципу от простого к сложному. Важна регулярность проведения занятий. Кроме того, гимнастика для мозга это один из способов предотвратить появление дислексии, то есть нарушение навыков чтения.

        Сегодня я буду рада поделиться с вами играми и упражнениями с использованием нейротренажеров, которые можно использовать для развития и коррекции речи.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы,
способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Нейротренажеры – тренажеры предназначены для стимуляции, работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, и активизации речи.

Примеры некоторых нейротренажеров, игр и упражнений, которые могут быть использованы для активизации, развития и коррекции речи:

Су-Джок  массажеры- легкий шарик с острыми шипами. Внутри шариков- «ежиков» находятся два металлических кольца. Способствует развитию мелкой моторики, речи, при плохой подвижности пальцев

Пример:

Мячик-ежик мы возьмем,

(берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.

(катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,

(можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем.

(меняем ручку и тоже катаем мячик)

Межполушарная доска

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, и развитие речи

    Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук С

(любой автоматизируемый звук).

Инструкция: обводи двумя руками, произноси

Слоги са-ша, со-шо, су-шу и т.д.

Двуручное рисование

 Могут быть использованы разные варианты узоров, разной сложности, от легкого к сложному, например, одна сторона один узор, другая сторона другой узор

Инструкция: Используем две руки, проговариваем слова, на заданный звук, например, шуба, кошка, душ и т.д.

Межполушарные лабиринты –трафареты

   Также являются разновидностью межполушарных досок, со сменными вкладышами. Их можно использовать как на доске, так и отдельно на листе бумаге.

Инструкция: Выкладываем на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации. Или картинки по темам (овощи, фрукты, одежда)

     Обводим карандашом трафарет и проговариваем поставленный звук

 Кинезиологические упражнения (схемы на переключение)

Здесь работа может быть направленна, над темпом, ритмом речи. С помощью игр, можно проводить дифференциацию звуков, отрабатывать поставленные звуки, работать над лексикой.

 Балансиры - это тренажер, который учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность. Также отлично подходит для отработки звукопроизношения, речи

   Инструкция игры:

      Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых есть звук «Р».

       Подводя итог, следует отметить. Что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и создает положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

Список использованной литературы:

1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.

3. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М. : МПСИ, 2006.

4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. :

Мирный 2024 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Конспект мастер-класса с педагогамина тему:««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».Январь, 2021 г.Цель: овладение участниками...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов».

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста ...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие фонематических процессов средствами игровых приемов».

повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста средствами игровых приемов....