«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Рассказать детям о том, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 26 « Сказка»
Тематическое планирование по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
№ | Тема занятия | Цель | |
Сентябрь | |||
1 | Мы –воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Рассказать детям о том, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | |
2 | Чтение русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок. Познакомить со сказкой «Заяц- хвастун» (в обр. О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | |
3 | Пересказ сказки «Заяц- хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с. Развивать умение дифференцироватьзвуки з-с. Познакомить со скороговоркой. | |
5 | Составление рассказа «Осень наступила». | Учить детей рассказывать (личный опыт), придерживаясь плана. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | |
6 | Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень». (в сокращении) | |
7 | Рассказывание по сюжетной картине. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине. Придерживаясь плана. | |
8 | Весёлые рассказы Н.Носова | Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова. | |
Октябрь | |||
9 | Лексические упражнения .Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные. Познакомить с произведением- перевёртышем | |
10 | Учимся вежливости | Рассказывать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости соблюдать их. Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи | |
11 | Обучение рассказыванию: описание кукол | Учить детей составлять план описания куклы. Учить составлять рассказ, быть самостоятельными. Руководствоваться планом. | |
12 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц | Закрепить правильное произношение звуков с-ц. Учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | |
13 | Рассказывание по сюжетной картине. | Учить детей рассматривать и озаглавить картину. Развивать умение самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | |
14 | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой), помочь понять её смысл. | |
15 | Учимся вежливости. | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | |
16 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | |
Ноябрь | |||
17 | Чтение стихов о поздней осени. | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. | |
18 | Составление рассказов по Картинкам. | Учить детей с помощью раздаточных карточек создавать картину и рассказывать о ней. | |
19 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (обр.А.Н Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | |
20 | Звуковая культура речи : работа со звуками ж-ш | Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш. Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж- ш. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Отрабатывать речевое дыхание | |
21 | Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога». | Познакомить с новым произведением. Учить детей творческому рассказыванию. | |
22 | Продолжение работы над сказкой «Айога». | Продолжать учить творческому рассказыванию. Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | |
23 | Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы. Познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков». | |
24 | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать произведение. | |
Декабрь | |||
25 | Чтение стихотворений о зиме. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | |
26 | Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе». | Развивать умение понимать и правильно использовать слова, обозначающие пространственное отношения. Учить вести диалог. | |
27 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела»(обр. В.Глоцера и Г. Снегирева). Учить пересказывать произведение. | |
28 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. | |
29 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». | |
30 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | |
31 | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Чтение стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение Детей. Помогать логично и содержательно строить высказывания. | |
32 | Дидактические игры со словами. | Развивать умение понимать и правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения. Учить подбирать рифмы. | |
33 | Беседа на тему: «Я мечтал…». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Учить подбирать рифмы. | |
34 | Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | |
35 | Рассказывание по сюжетной картине. | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, оценка изображенного). Развивать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | |
36 | Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово». | Познакомить детей со сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | |
37 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж | Совершенствовать слуховое восприятие детей. | |
38 | Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Воронёнок». | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | |
39 | Чтение стихотворений о зиме. | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении). | |
40 | Рассказывание по картине. | Упражнять детей в творческом Рассказывании. Развивать умение употреблять обобщающие слова. | |
Февраль | |||
41 | Беседа о Дружбе. | Продолжить помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | |
42 | Обучение рассказыванию: «Моя любимая игрушка». | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании антонимов. | |
43 | Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна- лягушка». (обр. М. Булатова). | |
44 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки ч-щ. | |
45 | Чтение и пересказ сказки А.Н.Толстого «ЁЖ». | Познакомить со сказкой А.Н Толстого «ЕЖ». Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | |
46 | Чтение стихотворения Ю.Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | |
47 | Рассказывание по сюжетной картине. | Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. | |
48 | Составление рассказа по картинкам. | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | |
Март | |||
49 | Беседа на тему «Наши мамы». | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мам работа по дому. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | |
50 | Составление рассказа по картинкам. | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | |
51 | Обучение рассказыванию: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с 8 марта». | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. Развивать инициативу, способность импровизировать. | |
52 | Чтение Книги Г.Снегирёва «Про пингвинов». | Познакомить детей с рассказами книги Г.Снегирёва « Про пингвинов». Учить строить сложноподчинённы е предложения. | |
53 | Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать произведение. | |
54 | Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | |
55 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. | Научить детей дифференцировать звуки ц-ч. Познакомить со стихотворением Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах» (пер. с анг. М. Бородицкой). | |
56 | Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка». | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок. Познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» (обр. М Булатова) | |
Апрель | |||
57 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи. Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | |
58 | Чтение стихотворений о весне. | Продолжать приобщать детей к Позиции. Учить задавать вопросы и решать логические задачи. | |
59 | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | |
60 | Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Вспомнить с детьми программные стихотворения. Помочь запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная». | |
61 | Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову). | Продолжать учить детей пересказывать. | |
62 | Чтение рассказа К. Паустовского "Кот- ворюга" | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга". | |
63 | Дидактические игры со словами. | Активизировать словарь детей. | |
64 | Чтение сказки В. Катаева "Цветик- семицветик" | Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик". | |
Май | |||
65 | Литературный калейдоскоп | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | |
66 | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
67 | Чтение рассказа В.Драгунского "Сверху вниз, наискосок". | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | |
68 | Лексические упражнения | Обогащать словарный запас детей. | |
69 | Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" | Вспомнить основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой "Финист – Ясный сокол". | |
70 | Звуковая культура речи | Проверить, насколько дети правильно и четко произносят звуки, умеют их различать. | |
71 | Рассказывание «Забавные истории из моей жизни». | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | |
72 | Повторение | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....
Проект "Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности"
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на дальнейшем развитии и обучении детей. А театрализованная деятельн...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"...
Межаттестационный материал.Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
Межаттестационный материл....