Проект по самообразованию в старшей группе на тему: «Нейрогимнастика - средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
проект по развитию речи (старшая группа)

Плотникова Светлана Евгеньевна

Проект самообразования по нейрогимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_neyrogimnastiki.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад №3»

Проект по самообразованию в старшей группе на тему: «Нейрогимнастика - средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: воспитатель Плотникова С.Е.

2024-2025уч.год


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной расторможенностью или заторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это и биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма. Ведь это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность. Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Функции межполушарных связей:

- Эмоциональная устойчивость к негативным факторам, эмоционально-волевая сфера;

- Координация движений, моторно-двигательная сфера;

- Успешное усвоение информации, ее анализ, когнитивные способности. Результат для дошкольников - это зрелый подготовленный к школьному обучению ребенок. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности? В этом нам помогут нейроигры. Это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно-психических функций, развитие психических процессов. В нейроигры и упражнения специалисты относят: нейрогимнастику, нейротренажеры, нейротаблицы и нейродорожки. Систематичное использование нейрокомплексов для развития интеллектуальных возможностей ребенка дает оптимальный результат при подготовке ребенка к школьному обучению. Актуальность темы, обусловлена тем, что нейропсихологические комплексы несут в себе наибольшую развивающую эффективность, они универсальны, не требуют какой-то специальной и сложной подготовки. Во многом определяет преимущества использования нейроигр - это простота в использовании, формирование мотивации, простота в организации, игровая форма, эмоциональная привлекательность, многозадачность и многофункциональность, развитие речи в сочетании с двигательной активностью. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна в наше время.

.

Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.

• Дети старшей группы «Пчёлки».

СЛОВАРЬ

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать множественные задачи по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей.

Нейротаблицы - это специальные игровые таблицы, поделенные на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы.

Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг.

Нейробика -это умственная гимнастика, аэробика для мозга, в сопровождение с музыкой, направленная для улучшения мыслительной деятельности.

Цель проекта: повышение компетентности педагогов и родителей в использовании нейропсихологических технологий в коррекции и развитии межполушарных связей у старших дошкольников посредством нейроигр, нейрогимнастики, нейротренажеров.

Задачи проекта: определить эффективность использования нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста;

-сформировать комплексы нейрогимнастики для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

-научить детей чувствовать своё тело и пространство вокруг.

-развить зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение)

-сформировать правильное взаимодействие рук и ног.

-научить последовательно выполнять действия.

Сроки и этапы реализации Срок реализации проекта – 1 учебный год.

Актуальность : одним из условий нормального становления психических процессов у детей старшего дошкольного возраста является слаженное, полноценное взаимодействие работы двух полушарий.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений у ребят активизируется правое и левое полушарие, что поможет развить взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод поможет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизит утомляемость, повысит способность к произвольному контролю. Как показывает опыт- образовательную нейрогимнастику и кинезиологию необходимо использовать для детей, имеющих различные проблемы: гиперактивность, синдром дефицита внимания, речевые нарушения.

Ожидаемые результаты: - игры и упражнения позволят создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, позволят выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.;- сформируется устойчивый интерес к логическим заданиям, а так же двигательно-моторная сфера;

-развиты высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение; восприятие;

-развита система саморегуляции, устойчивое внимание, отличная работоспособность;

-педагоги больше узнают о методике применения нейрогимнастики, побуждены к изготовлению игр, и нейротренажеров;

-родители получат информацию для развития развития их детей, будут стимулированы на изготовление и применение нейроигр в домашних условиях.

Итоги проекта: - успешное усвоение упражнений нейрогимнастики;

- разработка методического пособия «Весёлая нейрогимнастика», которое может использоваться как педагогами общеразвивающих групп, так и в работе логопедов и психологов.

.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Октябрь : 1. Упражнения «Колечки», «Цепочка», «Ладонькулак». Работа двумя руками по цветным дорожкам.

2.«Зеркальное рисование». Игровой сеанс «Два дятла» первый и второй вариант. Раскраска.

3. Психомоторный блок. Упражнения из серии «Попробуй, повтори!», упражнения на дыхание, «Потягушки». Повысить способность мозга детей к интегрированной работе Улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, самоконтроля, развить зрительно-моторную координированность, согласованность, точность, плавность движений обеих рук, а так же активизировать развитие речи. Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна

Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений.

Ноябрь :1. Упражнения «Колечки», «Цепочка», «Ладонькулак-ребро», «Пальчики шалят». Работа двумя руками по цветным дорожкам. 2.«Зеркальное рисование». Игровой сеанс «Рыбки-подружки». «Парашютисты». 3. Психомоторный блок. Упражнения из серии «Попробуй, повтори!», упражнения на дыхание, «Бревнышко». Повысить способность мозга детей к интегрированной работе.

Улучшить сенсомоторную и пространственную координацию,

повысить возможности произвольного внимания, усидчивости,

самоконтроля, развить зрительно-моторную координированность,

согласованность, точность, плавность движений обеих рук.

Консультация для педагогов и родителей «Зачем нужна гимнастика для мозга?»

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Декабрь : 1. Упражнения «Колечки», «Цепочка», «Ладонь-кулак-ребро», «Пальчики шалят». Работа двумя руками по цветным дорожкам.

2.«Зеркальное рисование». Игровой сеанс «Черепашки». Раскраска.

3. Психомоторный блок. Упражнения из серии «Попробуй, повтори!», упражнения на дыхание, «Лодочка».

4. Дидактическая игра «Жесты». Улучшить сенсомоторную и пространственную координацию;

повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, самоконтроля, развить зрительно-моторную координацию;

согласованность, точность, плавность движений обеих рук, а так же активизировать развитие речи и психомоторных процессов.

Видеопрезентация для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Изготовление пособия «Жесты».

Январь: 1. Упражнения «Ладонь-кулак-ребро», «Пальчики шалят», «Ухо-нос». Работа двумя руками : «Зеркальное рисование».

2. Игровой сеанс «Кошки-мышки». Раскраска.

3. Упражнения из серии «Попробуй, повтори!», упражнения на дыхание, «Слон».

4. Дидактическая игра «Змейки». Повысить способность мозга детей к интегрированной работе

Улучшить сенсомоторную и пространственную координацию,

повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развивать речь детей.

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

Изготовление пособия «Змейки».

Февраль: 1. Мануальный блок. Упражнения «Ладонь-кулак-ребро», «Ухо-нос», упражнения по пособию «Делай, как я!».

2.«Зеркальное рисование». Игровой сеанс «Паутинка». Раскраска

3. Упражнения из серии «Попробуй, повтори!», упражнения на дыхание, «Ленивая восьмерка».

4. Дидактическая игра «Нейротаблички» синхронизация левого и правого полушарий, развитие абстрактного мышления, ориентировка в пространстве, концентрация внимания, развитие самоконтроля.

Семинар для педагогов на тему: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе».

Изготовление пособия: «Говорим, дышим, показываем»

Март: 1. Упражнения «Грудь-живот», «Ухо-нос», упражнения «Делай, как я!».

2 «Зеркальное рисование». Работа двумя руками по дорожкам.

3. Упражнения на дыхание, «Четвереньки».

4. Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

5. Дидактическая игра «Карточки с нейроритмами». Повысить способность мозга детей к интегрированной работе;

развитие нейронных связей, скорости и быстроты реакции, объёма внимания, развитие выдержки и самоконтроля. Родительское собрание на тему: «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе».

Изготовление пособия «Карточки с нейроритмами».

Апрель:1. Дыхательное упражнение: «Руки вперед, в стороны, вниз».

2 .Нейроигра : «Нейродорожки»

«Хлопни муху»

3. Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

4. Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга». развитие межполушарных связей, координации движений, зрительно-моторной координации. Повысить согласованность, точность, плавность движений обеих рук, а так же активизировать развитие речи и психомоторных процессов.

«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».

Создание методического пособия

«Весёлая нейрогимнастика»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для реализации проекта была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы нейроигры и нейротренажеры. Практика показала, что применение этих пособий, игр и упражнений, описанных в методической разработке, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а так же в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников. В результате включения педагогами нейроигр и нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы многие психоэмоциональные процессы. Нейроигры для которого не нужно специальной подготовки и длительность составляет не больше 5 минут характеризуются простотой выполнения, эмоциональной привлекательностью, яркостью, быстротой создания, и неподдельным детским интересом. В процессе занятий нейрогимнастикой, происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, улучшается внимание и память, облегчается процесс обучения чтению и письму. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций. Используя в работе картотеку нейроигр, и разного рода нейроупражнений, как часть занятий, так и целого коррекционно-развивающего комплекса, убедилась в том, что они благоприятно сказываются на развитии межполушарного пространства детей.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. А значит, ежедневное применение нейропсихологического комплекса или отдельных игр или упражнений дает основу для развития и коррекции высших психических функций в домашних условиях. В результате проведенной работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительские клубы, обучались сами, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома. Все нейроигры и нейротренажеры, можно изготовить в домашних условиях, они не требуют специальных умений для создания. Применяя в своей практике нейроигры, и рекомендуя ее педагогам нашего ДОО, были достигнуты поставленные мною цели, и реализованы задачи. Материал, представленный в методической разработке, может найти применение у коллег педагогов, педагогов -психологов других ДОО и родителей интересующихся проблемами межполушарных связей и интеллектуальным развитием своего ребенка.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, ;474 с.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

3. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство : Попурри, 2014г

4. Фитнес для мозга для детей 6-7 лет. Блокнот-тренажер + наклейки | Ахмадуллин Шамиль Тагирович

5. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер /Шамиль Ахмадуллин- М. : Нева 2022-160 с.

6. Нейропсихологическте занятия с детьми : 2 ч В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих- М. : АЙРИС –пресс, 2018 г-144 с

7. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с. : или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...