Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Актуальность
Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?
Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.
Цель
Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.
Задачи:
- Разработать план работы по теме "Наши пальчики играют".
- Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
- Оформить информационные листы для родителей.
- Развить коммуникативные отношения.
- Развивать координацию движений
- Развивать речь детей 3-4лет.
- Расширить словарный запас детей.
Средства достижения поставленных задач:
- Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
- Игры на занятиях;
- Игры на прогулках;
- Изобразительное творчество;
- Фольклорные праздники;
- Информационные листы для родителей;
- Разучивание потешек;
- Использование атрибутов к пальчиковым играм.
Ожидаемые результаты
Развивающие:
- Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
- Развитие речи и пополнение словарного запаса детей
- Развитие творческих способностей.
Образовательные:
- Активизация познавательных процессов ребенка.
- Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.
- Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
Воспитательные:
- Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
- Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.
- Развитие коммуникативных отношений.
- Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-2020.docx | 99.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Тема по самообразованию:
«Пальчиковые игры как средство развития речи
детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Иванова Татьяна Константиновна |
2019-2020
Актуальность
Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?
Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.
Цель
Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.
Задачи:
- Разработать план работы по теме "Наши пальчики играют".
- Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
- Оформить информационные листы для родителей.
- Развить коммуникативные отношения.
- Развивать координацию движений
- Развивать речь детей 3-4лет.
- Расширить словарный запас детей.
Средства достижения поставленных задач:
- Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
- Игры на занятиях;
- Игры на прогулках;
- Изобразительное творчество;
- Фольклорные праздники;
- Информационные листы для родителей;
- Разучивание потешек;
- Использование атрибутов к пальчиковым играм.
Ожидаемые результаты
Развивающие:
- Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
- Развитие речи и пополнение словарного запаса детей
- Развитие творческих способностей.
Образовательные:
- Активизация познавательных процессов ребенка.
- Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.
- Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
Воспитательные:
- Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
- Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.
- Развитие коммуникативных отношений.
- Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4лет.
График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми:
Месяц | Неделя | Название игры |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Разучивание игры "Дом». Закрепление игры «Дом» Разучивание игры « Моя семья» Закрепление игры « Моя семья» |
Октябрь | 1 – 2 3 - 4 | Разучивание игры «Ладошки» Закрепление игры « Ладошки» Разучивание игры « Моя ладошка» Закрепление игры « Моя ладошка» |
Ноябрь | 1 - 2 3 – 4 | Разучивание игры «Пальчики» Закрепление игры « Пальчики» Разучивание игры «Маленькая мышка» Закрепление игры « Маленькая мышка» |
Декабрь | 1 - 2 3 - 4 | Разучивание игры « Капустка» Закрепление игры «Капустка» Разучивание игры « Еж» Закрепление игры « Еж» |
Январь | 1 - 2 3 - 4 | Разучивание игры «Поросята» Закрепление игры «Поросята» Разучивание игры « Приходите мыши» Закрепление игры «Приходите мыши» |
Февраль | 1 - 2 3 - 4 | Разучивание игры « Комар» Закрепление игры «Комар» Разучивание игры « Червячки» Закрепление игры « Червячки» |
Март | 1 - 2 3 - 4 | Разучивание игры «Черепаха» Закрепление игры «Черепаха» Разучивание игры « К Кате гости прибежали» Закрепление игры « К Кате гости прибежали» |
Апрель | 1 – 2 3 - 4 | Разучивание игры «Перчатки» Закрепление игры «Перчатки» Разучивание игры «Котята» Закрепление игры «Котята» |
Май | 1-2 3-4 | «В комнате» «Радуга» «Дом» «Дружные пальчики» |
Приложение
Содержание пальчиковых игр:
Название игры | Содержание игры |
«Дом» | Стук -стук- постук, |
«Моя семья» | Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка, |
«Ладошки» | Ладошки вверх, |
«Моя ладошка» | (1) Моя ладошка – это пруд, |
«Пальчики» | (1) Наш массаж сейчас начнём, |
«Маленькая мышка» | Маленькая мышка |
«Капустка» | (1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим |
«Ёж» | - Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) |
«Поросята» | Этот толстый поросёнок (Мизинцы) целый день хвостом вилял, Этот толстый поросёнок (Безымянные) спинку об забор чесал. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”) поросяток я люблю Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки) поросяток я люблю Этот толстый поросёнок (Средние пальцы) носом землю ковырял, Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы) что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля-ля … Этот толстый поросёнок (Большие пальцы) - лежебока и нахал, Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.) |
«Приходите, мыши» | (1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки, |
«Комар» | Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) |
«Червячки» | Раз, два, три, четыре, пять, |
«Черепаха» | Шла по полю черепаха (идем пальчиками) |
«К Кате гости прибежали» | К Кате гости прибежали, |
«Перчатка» | Весёлая мышка |
«Котята» | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. |
«В комнате» | Наша-то Катюша умная была: |
«Радуга» | Гляньте: радуга над нами, |
«Дом» | Я хочу построить дом, |
«Дружные пальчики» | Эти пальчики щипают, |
Изучение методической литературы (в течение года)
1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.
5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).
8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи...
Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...
Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев ...
Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...
Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...
Консультация для родителей на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста
В данной консультации рассказывается о том как игра развивает ребенка....