Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Моя семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_moya_semya.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Моя семья»
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)
-физическое развитие (физ. минутка)
Подготовила: воспитатель Литошенко Елена Владимировна
Цель: развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Обучающие: продолжать учить составлять рассказ на тему «Моя семья», используя в рассказе прилагательные, учить понимать смысл пословиц о семье, активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные), совершенствовать речевые навыки, формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Развивающие: продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.
Предварительная работа:
- Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
- «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье.
- Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
Материал и оборудование: колокольчик, семейные фотографии, генеалогическое древо, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычок проснулся, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться.
Воспитатель: Я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.
Речевая разминка:
Ра- ра- ра- начинай играть с утра.
Ро - ро- ро-солнце светит нам в окно.
Ре- ре- ре- живём дружно во дворе.
Ри- ри- ри- сосчитались раз, два, три.
Ры- ры- ры –не заметили жары.
Воспитатель: Да действительно, мой помощник -колокольчик, старался не зря.
А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о семье.
Кто является членами семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)
Мама (какая?)
Дети: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа (какой?)
Дети: строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая ваша семья»
(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)
Дети: родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.
Воспитатель: Молодцы. Много вы подобрали слов.
Воспитатель: - Как вы думаете, что разрушает семью?
Дети: Ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки.
Воспитатель: Правильно.А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Игра «Радость или огорчение?»
Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?
Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Упражнение «Из семени в дерево»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево».
Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове).
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки), и, наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
И так в каждой семье вырастают детки, словно росточки, которые радуют своих родных, свою семью.
Молодцы ребята!
Садимся на стульчики.
Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц. Какие вы знаете пословицы?
Дети:
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Семья сильна, когда крыша одна»
«Сердце на месте, когда семья вместе»
«Лучший клад - когда в доме лад»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Мой дом - моя крепость»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: Молодцы. Настало время рассказать о ваших семьях. (Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране проектора)
План рассказа:
Фамилия семьи.
Назовите членов семьи (перечисление)
И.О. членов семьи, где работают, чем занимаются.
Увлечения семьи.
Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
Физминутка.
"Семейная зарядка".
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой И качаю головой.
Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Дети: Фотографиями, видеозаписями.
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?
Дети: Семью рисовали.
Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?
Дети: Родословные.
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.
Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Ветки потоньше – поколение мам и пап.
Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.
Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое древо.
Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
Воспитатель: А, сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок:
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная … (мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно … (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
Воспитатель: Сейчас ребята еще раз расскажут нам, что такое семья? 1ребенок:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2 ребенок:
Я горжусь своей семьёй,
Вместе мы всегда во всём!
Дар волшебный – дружба,
В семье моей – не служба.
И в радости, и в горе,
На празднике и в поле.
Мы всегда все вместе - взрослые и дети.
Так вот дружно мы живём,
В гости вас к себе зовём!
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы узнали?
Воспитатель: Зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема: «Я и моя семья».
.Расширить представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....
Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Моя семья»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:Образовательные: активизировать словарь детей на основе углубле...
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Семакина Т.ЕПрограммные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение о...
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: С...
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...