Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Литошенко Елена Владимировна

Конспект  занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Моя семья»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Интегрируемые образовательные области:

-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)

-физическое развитие (физ. минутка)

Подготовила: воспитатель Литошенко Елена Владимировна

Цель: развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Обучающие: продолжать учить составлять рассказ на тему «Моя семья», используя в рассказе прилагательные, учить понимать смысл пословиц о семье, активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные), совершенствовать речевые навыки, формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Развивающие: продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.

Предварительная работа:

- Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.

- «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье.

- Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Материал и оборудование: колокольчик, семейные фотографии, генеалогическое древо, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычок проснулся, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться.

Воспитатель: Я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.

Речевая разминка:

Ра- ра- ра- начинай играть с утра.

Ро - ро- ро-солнце светит нам в окно.

Ре- ре- ре- живём дружно во дворе.

Ри- ри- ри- сосчитались раз, два, три.

Ры- ры- ры –не заметили жары.

Воспитатель: Да действительно, мой помощник -колокольчик, старался не зря.

А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о семье.

Кто является членами семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Мама (какая?)

Дети: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа (какой?)

Дети: строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая ваша семья»

(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

Дети: родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.

Воспитатель: Молодцы. Много вы подобрали слов.

Воспитатель: - Как вы думаете, что разрушает семью?

Дети: Ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки.

Воспитатель: Правильно.А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?

Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.

Игра «Радость или огорчение?»

Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?

Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Упражнение «Из семени в дерево»

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево».

Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.

Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове).

С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).

У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки), и, наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.

Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.

И так в каждой семье вырастают детки, словно росточки, которые радуют своих родных, свою семью.

Молодцы ребята!

Садимся на стульчики.

Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц. Какие вы знаете пословицы?

Дети:

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Семья сильна, когда крыша одна»

«Сердце на месте, когда семья вместе»

«Лучший клад - когда в доме лад»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«Мой дом - моя крепость»

Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: Молодцы. Настало время рассказать о ваших семьях. (Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране проектора)                            

 План рассказа:

Фамилия семьи.

Назовите членов  семьи (перечисление)

И.О. членов семьи, где работают, чем занимаются.

Увлечения семьи.

Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Физминутка.

"Семейная зарядка".

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

                                                 Я сама бегу трусцой  И качаю головой.

Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?

Дети: Фотографиями, видеозаписями.

Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?

Дети: Семью рисовали.

Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?

Дети: Родословные.

Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.

Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.

Ветки потоньше – поколение мам и пап.

Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.

Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое древо.

Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

Воспитатель: А, сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

Отгадывание загадок:

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная … (мамочка)

Всё хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

Надарила безделушек-

Семь матрёшек и бобрёнка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестрёнка)

Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья от вас ответа.

Молодцы! Конечно … (папа)

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …. (дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший … (брат)

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья)

Воспитатель: Сейчас ребята еще раз расскажут нам, что такое семья? 1ребенок:

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

2 ребенок:

Я горжусь своей семьёй,

Вместе мы всегда во всём!

Дар волшебный – дружба,

В семье моей – не служба.

И в радости, и в горе,

На празднике и в поле.

Мы всегда все вместе - взрослые и дети.

Так вот дружно мы живём,

В гости вас к себе зовём!

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы узнали?

Воспитатель: Зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема: «Я и моя семья».

.Расширить представления о  семье, ориентироваться  в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....

Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:Образовательные:  активизировать словарь детей на основе углубле...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Семакина Т.ЕПрограммные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение о...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: С...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...